Rado глазами художников
Три варианта True Square
Швейцарская марка Rado, представившая недавно квадратные часы Rado True Square, показала три новые работы на их основе, три лимитированные серии, сделанные вместе с художниками и дизайнерами.
Круглые часы пользуются куда большим успехом, чем прямоугольные или квадратные. В изобразительном искусстве наоборот: тондо — на любителя, гораздо чаще используют прямоугольный формат. Rado не в первый раз работает с художниками, но раньше в качестве холста им предлагался круг True Thin Line Automatic, теперь они получили для самовыражения квадрат Rado True Square.
Британский дизайнер Тедж Чохан воспользовался возможностями цвета, для того чтобы максимально разнообразить простую форму. В его проекте использована желтая матовая керамика, а интегрированный браслет собран из кожаных элементов-подушечек.
Черный циферблат размечен геометрическими линиями — концентрическими кольцами и радиальными метками на углах квадрата. Часть меток помечена синим, часть — черно-белым. Это не ритм рабочих часов, но свободный выбор художника с 9 до 12. Тедж Чохан разработал специальный шрифт для цифр в окошке даты на «З часах». Красно-неоновый цвет цифр и секундной стрелки вместе с круглой разметкой циферблата напоминает лицевую сторону лампового приемника 1970-х годов. Недаром Тедж Чохан говорит о том, что «вдохновлен идеей поп-культуры, начиная от фильмов и печатных изданий и заканчивая теорией цвета».
Наоки Оно и Юки Ямамото из токийской студии YOY тоже обратились к идее изображения на циферблате электронного интерфейса. На сей раз — кристаллических дисплеев. Форма стрелок, светящихся на черном фоне циферблата и корпуса, напоминает об электронных часах, хотя на самом деле речь идет о механике. «Мы подумали, что можем найти новый облик часов, используя для аналогового циферблата как бы электронные детали»,— объясняют дизайнеры и хвалят заказчиков из Rado за то, что те «поняли и оценили их своеобразное чувство юмора».
Новая линия True Square обязана своим появлением новым технологиям обработки керамики. Если раньше корпус прессовали из порошка и затем обжигали, обрабатывая каждую деталь отдельно, то теперь он создается в виде моноблока методом литья под давлением. Это не только важное изменение параметров производства — это еще и расширение вариантов работы для художников. Отныне они могут не просто украшать циферблаты, но и модифицировать формы. Возможно, однажды технологи Rado добьются столь тонких градаций в литье, что из керамики можно будет отливать скульптурные рельефы. На то и девиз марки «if we can imagine it, we can make it» — все доступное воображению может быть воплощено в материале.
Вариант формы был предложен итальянскими дизайнерами Андреа Тримарки и Симоне Фаррезином. Их студия Formafantasma работает в Амстердаме. Они решили вернуться к тем временам, когда часовщики старались максимально спрятать механизм в прочном корпусе. Получившие из-за этого фамильярное название «мыльницы», savonette, карманные часы имели открывающуюся крышку, иногда с маленьким окошком, позволяющим увидеть положение стрелок.
У Тримарки и Фаррезина белый сглаженный корпус закрывает часы с обеих сторон, оставляя лишь маленькое отверстие в центре циферблата. В нем видны три стрелки. Дизайнеры не стали, как это бывало на «мыльницах» XIX века, повторять на корпусе часовые метки, но нельзя сказать, что они сильно пожертвовали читаемостью. Определить время нетрудно. Получился красивый минималистичный объект в духе Rado. Недаром на разработку дизайна True Square Formafantasma ушло более года. «Создание простых вещей — это самое сложное»,— говорят художники.