Плавание в новый год
Ulysse Nardin на регате Vendee Globe
33 шкипера на 33 лодках ушли в море почти на 3 месяца. Похоже на начало сказки. Только вот главный ее герой — океан — всегда готов помешать счастливому концу.
Ulysse Nardin, главный хронометрист гонки, выбрал и трех капитанов, которые ушли в море с часами Diver Net на руке. У Алексии Барьер, Себастьяна Дестремо и Бенжамена Дютре богатая история взаимоотношений с парусным спортом. «Вы моряк, актер или искатель приключений?» — спрашивают Себастьяна Дестремо. «Искатель приключений, конечно»,— отвечает он, не думая ни секунды. И проводит параллель между участниками Vendee Globe и странствиями Улисса — нельзя предсказать испытания, которые ждут на пути.
Нынешняя гонка рекордная по числу участников: 33 шкипера, 27 мужчин и 6 женщин из 9 стран мира. «За предыдущие восемь гонок всего шесть женщин дошли до финиша,— говорит участница Vendee Globe-2020/21 Сэм Дэвис.— В этот раз у нас есть шанс сразу удвоить список». Но для начала надо дойти до финиша. Всего из 167 участников прошлых восьми регат это удалось только 89.
Первая Vendee Globe стартовала из французского Ле-Сабль-д’Олонь на берегу Атлантики в Бискайском заливе в 1989 году. Инициатором выступил французский яхтсмен Филипп Жанто. Предложенный им и ставший каноническим маршрут предполагает движение на юг вдоль европейского и африканского побережья до мыса Доброй Надежды, затем на восток вокруг Антарктиды — южнее Австралии и Новой Зеландии и до мыса Горн, после прохождения которого участники берут курс на север для возвращения в Ле-Сабль-д’Олонь. Приблизительная длина маршрута — 24 тыс. морских миль (около 44 тыс. км). Время проведения с ноября по февраль — участники должны успеть завершить регату до окончания лета в южном полушарии.
Формат гонки — одиночная безостановочная кругосветка на яхтах класса IMOCA 60 (Open 60) — «минимум комфорта при максимуме функциональности и скорости», говорят специалисты. Экипаж — а в случае Vendee Globe это всего один шкипер — не может ни зайти в порт, ни обратиться за помощью в открытом море, это карается дисквалификацией. Гонщики настолько удалены от цивилизации, что, даже подавая сигнал бедствия, не могут рассчитывать на быструю помощь и должны провести на спасательном плоту или лежащей на боку среди огромных океанских волн яхте много часов.
С гонки-1992/93 началась череда трагедий Vendee Globe. Пропал в море один из фаворитов первой регаты американец Майк Плант, позднее его лодку нашли возле Азорских островов. Британец Найджел Бургес утонул в самом начале состязания, по всей видимости выпав за борт. Следующая гонка через четыре года — этот график выдерживается и сейчас — принесла новые аварии. Радость победителя Кристофу Огену в связи с новым рекордом — 105 дней, 20 часов и 31 минута — омрачила гибель британского шкипера Джерри Руфса, долгое время удерживавшего в гонке вторую позицию. Связь с ним пропала на полпути между Новой Зеландией и мысом Горн, корпус яхты через несколько месяцев обнаружили в открытом море. Последнее переданное им сообщение гласило: «Волны больше не напоминают волны, они высоки, как Альпы».
Череда трагедий заставила организаторов ужесточить требования к судам участников. Начиная с Vendee Globe-2000/01 вот уже пять гонок ни одного случая гибели шкиперов не было. Хотя травм по-прежнему предостаточно — сломанные ребра, пробитые легкие, переохлаждение и, наконец, невероятный психологический стресс от полного одиночества в критических ситуациях посреди океана.
Именно об одиночестве и недостатке сна в первую очередь говорят участники в ответ на вопрос, чем трудна эта кругосветка. На Vendee Globe у шкиперов нет возможности спать даже по несколько часов подряд. Многие предпочитают график двадцать минут сна на каждые два-три часа бодрствования и заранее приучают организм к этим испытаниям.
Конечно, современные суда богаты электроникой, но не зря же шкиперов Vendee Globe сравнивают с пилотами «Формулы-1»: только максимальный контроль за всеми системами и умение не полагаться на автопилот гарантируют победу. Скорости растут, победитель гонки-2000/01 Мишель Дежуайо достиг финиша через 93 дня 3 часа и 57 минут после старта. Сменивший его в лидерской позиции в гонке-2004/05 Венсан Риу справился с маршрутом за 87 дней 10 часов 47 минут и 55 секунд. Спустя четыре года Дежуайо вернул себе лидерство и поставил сразу два рекорда — стал дважды победителем гонки и прошел ее за 84 дня 3 часа 9 минут и 8 секунд. Победителем Vendee Globe-2012/13 стал Франсуа Габар, показавший феноменальные 78 дней 2 часа 16 минут и 40 секунд. А лидер прошлой регаты Армель Ле Кле пролетел вокруг света на крыльях за 74 дня 3 часа 35 минут и 46 секунд. И крылья тут не фигура речи.
С прошлой гонки суда стали оборудовать подводными крыльями и фойлами. В регате-2020/21 ими оснащены 18 из 33 яхт. Причем восемь лодок — новейшей конструкции, построены специально для этого старта. Их шкиперам повезло? Несомненно — в скорости и технической оснащенности. Но у прогресса есть и обратная сторона. Для уменьшения веса яхт их делают из легчайшего и очень прочного карбона, отказываясь от любых элементов отделки внутри, в том числе от звукоизоляции. Когда подобное судно на скорости встречается с волнами, никакие беруши не помогут, тем более «слушать яхту» — один из необходимых навыков яхтсменов. В распоряжении шкиперов в кокпите тонкий синтетический матрас, сублимированная еда и пакеты с картофельным крахмалом вместо гальюна — от него давно отказались, чтобы снизить вес.
В этом году 33 шкипера снова согласились на все эти испытания. Франция оказалась на карантине, и шкиперы поднимали паруса в Ле-Сабль-д’Олонь без привычных 300 тыс. провожающих их зрителей, но перед стартом один из участников Фабрис Амедео заметил, что от этого одиночная кругосветка стала еще привлекательнее: «Мы уходим в море, пока остальные заперты на земле».