Без скидок на пятницу
Главная распродажа года интересует 9–18% россиян
Россияне в этом году меньше, чем в прошлом, готовы покупать на традиционных распродажах в черную пятницу, которая приходится на 27 ноября, показало исследование SuperJob. При этом 60% респондентов уверены, что черная пятница — скорее обман, чем честная акция. Ритейлеры же в этом году ожидают более высоких результатов акции в онлайне из-за общего перетока туда покупателей.
Меньше, чем раньше, россиян готовы тратиться во время черной пятницы, распродажи которой в этом году запланированы на 26–28 ноября, свидетельствует опрос SuperJob, с результатами которого ознакомился “Ъ”. Согласно его данным, делать покупки во время распродажи планируют только 9% опрошенных против 13% годом ранее. В целом 60% респондентов уверены, что черная пятница — скорее обман, чем честная акция, а в снижение цен в рамках распродажи верят только 18% россиян. Среди молодежи до 24 лет такая доля выше: в скидки верит 35% из них, а делать покупки намерены 18%.
Среди тех, кто все же намерен покупать во время распродажи, средний планируемый бюджет снизился на 8% — с 15 тыс. руб. в прошлом году до 13,8 тыс. руб., говорится в исследовании.
Изменились и предпочтения: больше россиян намерены покупать одежду (26% против 21%), бытовую технику (25% против 18%), но меньше — гаджеты, в том числе смартфоны (15% против 20%).
Опрос о честности акции проводился среди 1,6 тыс. человек старше 18 лет по всей России, опрос о намерении делать покупки в распродажу — среди 5 тыс. человек, о планируемых тратах и категориях товаров — среди 400 человек, уточнили в SuperJob.
В 2020 году распродажа пройдет в России в восьмой раз. В 2019 году россияне в черную пятницу потратили 22,3 млрд руб. против 17,4 млрд руб. в 2018 году, рассказывал президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. По данным «Яндекс.Маркета», в 2019 году за последнюю неделю ноября россияне сделали на 48% заказов больше, чем в конце октября. В исследовании «Яндекс.Маркета» и GfK Rus также говорится, что о черной пятнице слышали 95% российских онлайн-покупателей, а 32% — делали заказы на этой распродаже.
Опрошенные “Ъ” онлайн-ритейлеры и продавцы электроники тем не менее ожидают роста спроса в период распродажи и связывают его с ростом доли e-commerce в целом за этот год и ростом аудитории.
81% покупателей Goods.ru уже подтвердили готовность к покупкам в черную пятницу, утверждает представитель маркетплейса. По ее словам, у каждого товара на сайте есть история изменений цены, поэтому покупатель может сам увидеть, «хитрил ли продавец с ценой».
В Ozon не ожидают снижения спроса на черной пятнице, поскольку многие пользователи сейчас «рациональнее относятся к шопингу и ищут способы сэкономить». Снижение цен «дает хороший триггер к совершению покупок, которые пришлось временно отложить, в том числе из-за кризиса», уверен руководитель направления «Промо» в Ozon Павел Кобелев.
Черная пятница будет более активной в онлайн-каналах, согласен директор по маркетингу «Ситилинка» Александр Дедов. «Ожидаем высокий спрос на консоли и аксессуары к ним, а также товары для спорта. В отличие от прошлого года, по нашим оценкам, фото- и видеотехника не будет пользоваться популярностью»,— прогнозирует он. В «Связном» черная пятница пройдет с 13 ноября и до конца месяца, говорит вице-президент по маркетингу и стратегическому развитию компании Ольга Троценко. По ее словам, в компании высокий спрос ожидают и в офлайне.
Джек Ма, основатель Alibaba Group, 13 ноября 2019 года, цитата Reuters
Мы надеемся, что в будущем правительство освободит всех от работы на половину дня для участия в распродажах
В офлайне на черную пятницу покупателям особо рассчитывать не стоит, возражает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его мнению, в условиях ограничений из-за коронавируса проведение мощных маркетинговых акций для привлечения толп людей будет выглядеть «практически преступно» и социально ответственные ритейлеры будут аккуратны в этом.
Господин Бурмистров ожидает более высоких показателей в онлайне, чем в прошлом году, даже несмотря на «некоторое разочарование» среди потребителей в части ценовых предложений на черную пятницу. «Кроме того, деньги у потребителя есть. Те, кто копил, не смогут потратить их на путешествия и новогодние гулянья в текущей ситуации»,— считает он. Эти деньги, резюмирует эксперт, потребители и смогут потратить на распродажах.