Уроки для Карабаха
Геннадий Сысоев о том, насколько применим в Закавказье опыт югославской войны
Остановив войну между Азербайджаном и Арменией, Россия не допустила превращения Нагорного Карабаха во вторую Сербскую Краину. Именно это обстоятельство признается практически всеми экспертами в качестве главного плюса инициированного Москвой мирного соглашения, перекрывающего все его минусы для Армении.
Ведь в какой-то момент наступление азербайджанских войск вполне могло бы вылиться в некое подобие операции «Буря», которую в августе 1995 года провела в Сербской Краине хорватская армия. Существовавшая четыре года при поддержке Белграда как практически самостоятельное государство Республика Сербская Краина исчезла тогда за пару дней. Итогом «Бури» стала ликвидация сербской власти в анклаве и изгнание оттуда около 200 тыс. сербов.
Безусловно, важным фактором успеха той хорватской операции было непротиводействие ее проведению со стороны Белграда. Молчаливое согласие тогдашнего сербского лидера Слободана Милошевича на сдачу Сербской Краины объясняют либо его сговором с хорватским коллегой Франьо Туджманом, либо тем, что он начал примерять лавры «югославского миротворца». Нечто подобное применительно к Карабаху со стороны Еревана представить сегодня нереально. Поэтому повторение «сценария Сербской Краины» в Карабахе в чистом виде вряд ли было бы возможно. Что, впрочем, не меняет сути: армянский анклав в Азербайджане вполне мог повторить судьбу сербского анклава в Хорватии середины 90-х годов прошлого века.
Аналогия Краина—Карабах просматривается не с сентября, когда началась нынешняя война Азербайджана и Армении.
В прошедшие годы в Ереване и Степанакерте не раз отвергали компромиссные планы международных посредников. За несколько месяцев до начала хорватской операции «Буря» руководство Сербской Краины с подачи Белграда так же отвергло разработанный послами четырех мировых держав (включая Россию) в Загребе «План Z4», предусматривавший предоставление Краине статуса, по сути, «государства в государстве». Это и открыло в итоге дорогу для «Бури», в результате которой хорватские сербы лишились практически всего.
Нынешнее мирное соглашение по Карабаху армянская сторона тоже восприняла крайне болезненно. Хотя худшего ей, похоже, удалось избежать. А российские миротворцы могут стать гарантией безопасности и сохранения самостоятельности Нагорного Карабаха — во всяком случае, в обозримом будущем.
Кроме того, то, что сегодня выглядит как полный военный триумф Азербайджана, необязательно в итоге однозначно станет для Баку и победой политической.
И об этом опять-таки напоминают югославские уроки. Ровно четверть века назад, в ноябре 1995-го, на американской базе в Дейтоне было достигнуто соглашение, положившее конец кровопролитной войне в Боснии. Его политическим итогом стало превращение этой бывшей югославской республики в сообщество двух государственных образований — Мусульмано-хорватской федерации и Республики Сербской (РС). Последняя же, по сути, получила право вето на утверждение внешнеполитических приоритетов Боснии. К примеру, на присоединение к НАТО. А поскольку РС ориентируется на Россию, вступление Боснии в НАТО абсолютно нереально.
При определении будущего статуса Нагорного Карабаха Москва, видимо, не станет возражать, чтобы был использован и «дейтонский опыт». Это вряд ли устроит Баку. Но для мирового сообщества сохранение мира в регионе может оказаться важнее.