«Вис» вызывает мусор на себя
Компания «Экотранс-Н» получила 75% объема работ по вывозу ТКО в Новосибирской области
Дочерняя структура компании «Вис» — ООО «Экотранс-Н» — получила в Новосибирской области пять из шести разыгранных на торгах контрактов на вывоз мусора на 2021–2023 годы. Из них четыре заключены по максимальной цене. В результате компания будет выполнять 75% объема работ по транспортировке ТКО на региональном рынке. Регоператор — ООО «Экология-Новосибирск» (также входит в группу «Вис») — заключит с ней договоры на общую сумму 9,8 млрд руб. Депутаты полагают, что такой исход закупочной кампании может привести к росту тарифа для населения и юрлиц.
Новосибирский регоператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) ООО «Экология-Новосибирск» подвел итоги закупочной кампании по вывозу мусора на 2021–2023 годы. Общая цена контрактов в результате торгов сократилась на 2,1% — до 11,3 млрд руб.
По итогам прошедших 11 ноября аукционов пять из шести контрактов получит ООО «Экотранс-Н», которое на 100% принадлежит группе «Вис» — основному владельцу «Экологии-Новосибирск». С «Экотранс-Н» регоператор заключит договоры на вывоз 6,8 млн куб. м мусора в год, что составляет 75% от общего объема. В зону ответственности компании попали все районы области, кроме Искитимского, а также шести районов Новосибирска. Общая сумма контрактов с «Экотранс-Н» составит 9,8 млрд руб. По итогам четырех торгов из пяти компания стала единственным участником закупки, поэтому аукционы были признаны несостоявшимися, и договоры с ней заключат по начальной (максимальной) цене. Самый маленький из шести лотов она выиграла у другого участника — ООО «Квантэко» (Новосибирск), снизив цену на аукционе на 14% — до 350 млн руб.
Победителем по шестому лоту — на вывоз мусора из Кировского, Первомайского и Советского районов Новосибирска, а также сельсоветов Новосибирского района — стало МУП «Спецавтохозяйство» (САХ). Стоимость контракта составит 1,6 млрд руб., что на 10,4% ниже начальной цены закупки.
«Экология-Новосибирск» 23 октября на торги выставила шесть лотов с общей начальной стоимостью 11,6 млрд руб. Самый дорогой из них (на 3,75 млрд руб.) предполагает транспортировку ТКО в шести районах Новосибирска, самый маленький (на 407 млн руб.) — вывоз мусора из города Обь и 11 сельсоветов. Через открытые торги будет законтрактована транспортировка 8,69 млн куб. м мусора — 89,2% всего объема ТКО, производимого регионом за год. В лоты не попали Центральный район Новосибирска, города Бердск и Искитим, а также Искитимский район области — по ним будут заключены прямые договоры с подрядчиками.
В группе «Вис» отсутствие конкуренции по большинству лотов объяснили «нестабильной ситуацией на рынке ТКО в регионе и отсутствием прогнозируемой тарифной политики». «В течение десяти месяцев 2020 года в регионе действовал критически низкий тариф (59,88 руб.). Это не позволяло регоператору своевременно и в полном объеме рассчитываться с компаниями — перевозчиками ТКО»,— сообщили „Ъ-Сибирь“ в пресс-службе «Вис». Решение подать заявки по всем лотам от дочерней компании группы было принято «для недопущения срыва торгов», пояснили в «Висе», так как при объявлении конкурсов «регоператор отдавал себе отчет, что в условиях такой нестабильности многие компании-перевозчики не смогут подать заявки».
В группе говорят, что у «Экотранс-Н» есть ресурсы для операционной работы: штат из 122 человек и парк техники из 33 собственных автомашин. До конца года планируется увеличение штата, закупка и лизинг новой техники. «Около 30% объема по вывозу ТКО может быть передано в субподряд»,— сообщает группа.
Руководитель ГК «Арктика сити» Александр Волков рассказал „Ъ-Сибирь“, что входящее в его ГК ООО «Айсберг», которое по итогам закупочной кампании прошлого года получило около 63% на рынке перевозок ТКО в регионе, с 1 ноября 2020 года расторгло без взаимных претензий контракт с регоператором из-за задолженности «Экологии-Новосибирск» перед ГК. Однако в следующие три года «Айсберг» «продолжит работу в Новосибирской области внутри компании „Экотранс-Н“». «Сотрудники „Айсберга“ и автомобили с ноября 2020 года работают в компании „Экотранс-Н“»,— сказал он, не уточнив условия, на которых состоялась передача активов. Он отметил, что у «Айсберга» 100 сотрудников и порядка 500 машин: «Мы не можем не работать дальше». Две недели назад господин Волков сообщал „Ъ-Сибирь“, что «Айсберг» планирует самостоятельно побороться за победу в аукционах, и не исключил, что после изучения всех условий компания примет решение увеличить свою долю на этом рынке.
Гендиректор группы «Вис» Кирилл Гапеев во вторник подтвердил журналистам факт накопленных долгов перед перевозчиком, объяснив их пандемией и собираемостью платежей с населения и юрлиц за вывоз ТКО ниже плановой: 82% вместо 96%. Директор ООО «Экология-Новосибирск» Лариса Анисимова на заседании комитета по ЖКХ в заксобрании региона оценила общую задолженность регоператора перед перевозчиками на сентябрь в 293 млн руб.
По подсчетам зампреда комитета по строительству, ЖКХ и тарифам заксобрания Новосибирской области Вадима Агеенко, стоимость услуг на транспортировку отходов в закупочной документации к конкурсам на 2021–2023 годы в среднем на 35% выше цены этого года. «Тарифы не должны превышать те, которые прошли по конкурсу. Для этого конкурс и проводится — чтобы понять, за какие цены могут вообще возить мусор в регионе»,— считает он.
Партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов пояснил, что «если заказчик проводит конкурентную процедуру, то должен заключить контракт с единственным ее участником при условии, что его заявка требования удовлетворяет. Либо по факту признания процедуры несостоявшейся должен провести ее повторно, а уже потом заключать контракт с единственным поставщиком».