Импорторазмещение
На еврооблигации Минфина нашлось много российских покупателей
В четверг Минфин провел размещение еврооблигаций на €2 млрд. Доходность оказалась значительно ниже, чем при размещении полутора-двухлетней давности, но достаточно высокой по европейским меркам — 1,125% и 1,85% годовых. Однако спрос именно со стороны европейских инвесторов на аукционе был ограниченным, в том числе из-за опасения расширения санкций против России.
В четверг Минфин закрыл книгу заявок по размещению двух траншей еврооблигаций, номинированных в евро. Организаторами размещения выступили «ВТБ Капитал», Газпромбанк и «Сбербанк КИБ». Инвесторам были предложены семилетние и двенадцатилетние бумаги, и вначале организаторы ориентировали их на доходность 1,25% и 2% годовых. В ходе подписки доходность была снижена до 1,125% и 1,85% годовых соответственно. По данным двух источников на финансовом рынке, объем спроса уже в течение нескольких часов достиг €2 млрд, а к закрытию книги превысил €2,7 млрд. В итоге объем размещения семилетних евробондов составил €750 млн, а объем двенадцатилетнего выпуска — €1,25 млрд.
2,7 миллиарда евро
составил спрос на новые выпуски российских еврооблигаций
Благодаря происшедшему за последний год падению ставок Минфину удалось установить новый рекорд по доходности привлечения. Полтора года назад, в марте 2019 года, министерство разместило семилетние бумаги на €750 млн под 2,375% годовых; два года назад, в ноябре 2018-го — под 3% годовых. Вместе с тем участники рынка ожидали еще более низких ставок, соответственно 0,9–1% годовых и 1,45–1,55% (см “Ъ” от 11 ноября). Глава «Арикапитала» Алексей Третьяков рассчитывал по двенадцатилетнему траншу ставку 1,5–1,75% годовых. По его словам, установленная ставка оказалась на 0,1 процентного пункта выше аналогичных бумаг Мексики, хотя на вторичном рынке доходность российских евробондов ниже, чем мексиканских. Впрочем, как отмечает управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ Дмитрий Грицкевич, премия новых выпусков евробондов РФ к гособлигациям Германии составляет 175 базисных пунктов (б. п.) и 225 б. п., что «выглядит крайне привлекательно для инвесторов по сравнению с премией по обращающемуся пятилетнему выпуску в размере 147 б. п.».
Учитывая отрицательные ставки по многим суверенным выпускам в евро, данное размещение, как ожидали участники рынка, должно было привлечь широкий круг инвесторов из Европы и Азии. «На рынке наблюдается дефицит качественных бумаг с относительно высокими ставками в евро»,— отмечает главный экономист Совкомбанка Кирилл Соколов. Однако риски расширения американских санкций против российского долга могли ограничить спрос части европейских инвесторов. «У российских банков не так много пассивов в евро, и в низкодоходных по российским меркам выпусках с инвестиционным рейтингом традиционно основной объем выкупают европейские институциональные инвесторы. Но сейчас, видимо, они испугались новых американских санкций против российского госдолга, поэтому их спрос был довольно скромный»,— говорит господин Третьяков. Вместе с тем, как отмечает первый вице-президент Газпромбанка Денис Шулаков, в сделке приняли участие около 120 инвесторов, при этом российские инвесторы выкупили примерно по 40% в каждом из траншей.
Благодаря прошедшему размещению Минфин сформировал полноценную кривую в евро на сроке 5–12 лет, которая будет являться бенчмарком для корпоративных заемщиков, считает Дмитрий Грицкевич.
Поэтому он ждет дальнейшего развития рынка корпоративных евробондов в евро, на фоне как привлекательных ставок, так и менее очевидных санкционных рисков. «Доходности по суверенным евробондам станут ориентиром для корпоративного сектора. Полагаем, что ряд крупных компаний захочет воспользоваться благоприятной рыночной конъюнктурой, низкими ставками и санкционным затишьем, чтобы рефинансировать свои долги»,— отмечает Кирилл Соколов.
По мнению аналитиков, наиболее вероятными претендентами на выпуск новых еврооблигаций в евро являются «Газпром», которому предстоит 26 февраля 2021 года погашение выпуска на €750 млн, и РЖД, 20 мая погашающего евробонды на €1 млрд. «В основном российские компании выходят на рынок с целью рефинансирования. Новое привлечение мало кто делает»,— указывает господин Третьяков.