Липецкая топливная компания догорает в суде
Крупнейшая в Черноземье независимая сеть АЗС покидает рынок
“Ъ-Черноземье” стали известны подробности начавшегося банкротства крупнейшей в макрорегионе независимой сети АЗС «Липецкая топливная компания» (ЛТК, юрлицо — ООО «Предприятие "Управляющая компания"»). Долги ЛТК к началу ноября достигли порядка 3 млрд руб. Собственники пытались компенсировать часть потерь, сдав выгодные АЗС в аренду, но теперь это может вызвать претензии у суда — имущество под арестом. Источники “Ъ-Черноземье” отмечают, что активы компании пользуются спросом у потенциальных покупателей.
Судья арбитражного суда Липецкой области Ярослав Малышев в начале недели признал банкротом юрлицо ЛТК — ООО «Предприятие "Управляющая компания"». В нем введено конкурсное производство, предусматривающее остановку производственной деятельности, ликвидацию юрлица и распродажу активов. Иск о банкротстве компании, напомним, подал брокер нефтепродуктов АО «Солид — товарные рынки» из-за долга 33,8 млн руб.
Как сообщили в пресс-службе суда, конкурсное производство введено на полгода, управляющим утвержден Роман Лебедев из СРО «Синергия». Итоги нового этапа банкротства суд планирует рассмотреть на заседании 4 мая 2021 года.
АЗС ЛТК остановились в начале лета, однако незадолго до банкротства, в сентябре и октябре, часть заправок вновь открылись. Корреспондент “Ъ-Черноземье” наблюдал их работу в Воронежской и Белгородской областях на автодорогах Курск — Борисоглебск и Белгород — Павловск. На них, что примечательно, не продавали дизельное топливо и бензин АИ-95. Близкий к ЛТК источник “Ъ-Черноземье” пояснил, что за время процедуры наблюдения компания сдала в аренду по несколько расположенных в привлекательных местах заправок в разных регионах местным предпринимателям, которые продолжили работу под старым брендом.
«С учетом того что большая часть АЗС заложена в пяти банках, а в сентябре на имущество компании был наложен арест, все решения собственников компании о сдаче имущества в аренду будут проверяться в ходе банкротства — были ли они согласованы с залоговыми кредиторами», — отметил собеседник “Ъ-Черноземье”. В сентябре, напомним, суд по заявлению временного управляющего ЛТК наложил арест на имущество сети: землю и недвижимость 103 заправок в Липецкой, Воронежской, Белгородской и Тамбовской областях. Арест также наложен на все транспортные средства и технику компании.
Липецкая топливная компания
В конце октября собственник ЛТК Артур Шахов попытался обжаловать введение в его компании процедуры наблюдения, первой стадии банкротства. Соответствующее заявление бизнесмен подал в 19-й апелляционный арбитражный суд, который оставил жалобу без движения до 30 ноября. Близкий к ЛТК собеседник “Ъ-Черноземье” сомневается, что жалоба получит ход: «Она подавалась в попытке замедлить процесс, реальных оснований для ее удовлетворения не видно». Господин Шахов, по мнению источника, уже «смирился» с банкротством компании, поскольку «иных путей выхода из ситуации нет».
Собеседники “Ъ-Черноземье” на топливном рынке макрорегиона отметили, что за время первого этапа банкротства активами ЛТК интересовался ряд инвесторов. Названия этих компаний не раскрываются, но, по данным “Ъ-Черноземье”, в их числе держатели франшиз известных российских и мировых брендов АЗС.
Активы можно считать привлекательными. Но теперь они будут реализовываться с торгов, если, конечно, банкротство не завершится мировым соглашением кредиторов», — заключил один из собеседников “Ъ-Черноземье”.
Основными кредиторами ЛТК являются поддерживающие ее проекты пять банков, которые, как держатели залогов, будут иметь преимущество на торгах перед рядовыми участниками. Один из них — Всероссийский банк развития регионов «Роснефти». Ему ЛТК должна 364,63 млн руб. Юникредит-банк смог включить в реестр 262,62 млн руб. по договору ипотеки. Эти два банка включились в реестр в течение октября, незадолго до введения конкурсного производства.
Ранее Московский индустриальный банк заявил о долге в 336,79 млн руб. Банк «Зенит» (как преемник Липецккомбанка) заявил о 184,09 млн руб. Крупнейший кредитор — Сбербанк с 1,29 млрд руб. В нем ранее заявляли “Ъ-Черноземье”, что «заинтересованы в привлечении внешнего инвестора в бизнес компании». Всего у ЛТК на данный момент порядка 60 кредиторов, требования которых приближаются к 3 млрд руб.
Источник “Ъ-Черноземье” в отрасли полагает, что часть имущества сети уже продается по трехсторонним договорам с банками-кредиторами. «Покупатель в этом случае берет на себя обязательства погасить часть долгов ЛТК. Для банков это выгоднее, чем сначала покупать активы из залога, вкладывая в них деньги, а потом уже перепродавать», — пояснил он.
Президент Ассоциации топливного рынка Воронежа, председатель комитета по регулированию топливного рынка торгово-промышленной палаты Воронежской области Алексей Трепалин уверен, что рынок Черноземья не потерял в емкости с окончательным уходом ЛТК. «Часть нефтебаз компании уже приобретена другими местными участниками рынка, они получают необходимые документы и готовятся начать работать. В Черноземье нет таких локаций, где была представлена только ЛТК, — поясняет господин Трепалин. — Дефицита топлива не возникнет, в некоторых местах может только пострадать удобство водителей. Например, АЗС ЛТК находились в Липецкой области на М4 "Дон", на бесплатной альтернативной дороге. Теперь в некоторых местах там придется дважды развернуться, чтобы заправиться».
Господин Трепалин согласен, что наиболее ликвидные АЗС ЛТК быстро сменят собственников. «Свято место пусто не бывает, те станции, где бензин хорошо проливался, найдут своих покупателей», — заключил эксперт.