Госдума налаживает школьникам и студентам удаленный доступ
Рекомендовано принять в первом чтении законопроект о дистанционном образовании
В Госдуме готовится к первому чтению законопроект о дистанционном образовании, который даст Минобрнауки и Минпросвещения полномочия регламентировать роль и обязанности педагогов в этом процессе. Впрочем, отмечают эксперты, документ не решает ряд важных вопросов — в частности, не объясняет, как учителя и учащиеся будут обеспечены техническими средствами для онлайн-обучения. Тем временем все больше российских родителей обеспокоены тем, что дистанционная учеба станет обязательной даже после окончания пандемии.
Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал к принятию в первом чтении 18 ноября законопроект, регламентирующий дистанционное образование в России. Весной его внесли в Госдуму сенаторы Ильяс Умаханов, Лилия Гумерова, Дмитрий Василенко и Григорий Карасин. Предполагается, что новый документ разграничит полномочия «по установлению порядка применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» и закрепит их за профильными министерствами: за вузы будет отвечать Минобрнауки, за школы и колледжи — Минпросвещения.
Первый замглавы думского комитета по образованию и науке Олег Смолин пояснил “Ъ”, что документ не расширяет полномочия правительства, но обязывает ведомства подготовить соответствующие подзаконные акты, прежде чем законопроект будет принят во втором и третьем чтениях.
По словам господина Смолина, депутаты потребовали, чтобы в них были прописаны особые ситуации, когда образовательная программа будет реализовываться в форме исключительно электронного обучения.
«До сих пор это не прописано, и поэтому мы единственные в мире из развитых стран, где нет ни одного электронного университета,— уточнил он.— У нас их душили, считая, что они не будут давать качественное образование. В итоге, когда наступила пандемия, мы получили некачественное дистанционное образование».
Господин Смолин уточнил, что ранее с депутатом Сергеем Казанковым внес законопроект, который предусматривает, что перевод в условиях ЧС или режима повышенной готовности школьников на дистанционное обучение влечет обязанность государства обеспечить по крайней мере семьи с невысокими доходами техникой и широкополосным интернетом. Пока, напомнил депутат, в половине российских сельских школ такого интернета нет.
Правительство рекомендовало законопроект к отклонению.
О проблеме обеспечения учителей и учащихся техническими средствами рассказал “Ъ” и сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. Он обратил внимание, что, согласно пояснительной записке, реализация законопроекта «не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не потребует выделения дополнительных расходов». По словам господина Луховицкого, многие родители обеспокоены как раз тем, что сейчас переход на дистанционное обучение не предполагает дополнительных затрат на технику для учителей, организацию хорошего интернета в школах и компенсацию затрат родителям. «Если мы принимаем закон, по которому Минпросвещения получает возможность разрабатывать обязанности учителей, проведение предметов в таком формате, вообще организацию дистанционного обучения, то, очевидно, оно должно требовать от регионов либо от федеральной власти дополнительных расходов»,— считает он.
Родители между тем обеспокоены не только финансовым вопросом, но и в целом ситуацией вокруг обучения онлайн. 7–8 ноября в городах России прошли одиночные пикеты против дистанционного образования. В Саратове, Пензе, Новосибирске, Керчи, Воронеже люди выходили с плакатами «Верните детей в школу» и «Дистанционную форму обучения Запад приготовил слаборазвитым странам». В столице несколько акций численностью около сотни человек провели активисты общественной организации «Родители Москвы».
«Возможно, угроза (заразиться коронавирусом.— “Ъ”) велика,— говорится в их заявлении.— Но доказательств этому нет, а все негативные явления от сидения дома за мониторами у наших детей есть».
Отдельные представители родительского сообщества также обеспокоены, что дистанционное обучение может стать частью образовательного процесса и войти в обычную жизнь вне зависимости от эпидемиологической обстановки. Дискуссию об этом можно найти, например, в Telegram-чате общественного движения «Родители Москвы».
Всеволод Луховицкий называет это опасение одним из популярных социальных мифов. Он вспоминает, что вопрос об обучении в онлайн-формате поднимался еще до пандемии. В частности, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов заявлял, что для отечественных вузов это может стать прекрасным вариантом оптимизации образовательного процесса и повышения качества образования.
Однако, по словам господина Луховицкого, никаких реальных оснований для того, чтобы думать о такой системе, пока нет.
«Эти страхи связаны с неприятным ощущением родителей от того, что происходит сейчас, а сейчас это реализовано не в лучшем виде,— сказал он “Ъ”.— Плюс недоверие многих родителей к действиям властей, по крайней мере региональных». Олег Смолин также подчеркнул, что у правительства нет задачи переводить школы на дистанционное обучение в обычных условиях.