«Золотую стрелку» дали за тонкость
Вручены часовые призы Женевы
В четверг вечером в Женеве прошла 20-я церемония вручения часового «Оскара» Grand Prix d`Horlogerie de Geneve (GPHG). Были названы 19 победителей. Главный приз — «Золотую стрелку» — получили рекордно тонкие часы Piaget Altiplano Ultimate Concept. Рассказывает главный редактор часового приложения “Ъ” «Стиль. Часы» Алексей Тарханов.
До последних недель Фонд GPHG сохранял надежду, что церемонию удастся провести как обычно. И даже более торжественно, потому что в нынешнем году женевский приз вручался в 20-й раз. Но в конце октября Швейцария закрылась на карантин. В большом театральном зале, согласно новым правилам, можно было собрать не более 50 человек. То есть 30 членов жюри, 19 победителей и одного ведущего.
Тем не менее обычный антураж был соблюден. Как и в прошлом году, церемонию в женевском театре «Леман» вел француз Эдуар Бер, хотя шутил он реже и грустнее, а в важных моментах просил звукооператоров «прибавить аплодисментов».
Члены жюри выходили с конвертами, стараясь не дышать друг на друга из-под масок, а награжденные не цеплялись за трибуну, как это бывало раньше, укладываясь в отведенные им три минуты.
Правда, четверо из них получили двойную порцию внимания. Голосование вслепую всем хорошо, но уже не первый год приводит к тому, что премии в разных номинациях получают одни и те же марки.
Дважды был награжден Breitling: в весьма почетной «Маленькой стрелке» и в категории «Часы для ныряльщиков». Сначала за Superocean Heritage 57 Rainbow Limited Edition II, а потом за Superocean Auto 48 BTQ Edition. Глава марки Жорж Керн получил возможность поблагодарить пустой зал на французском, а потом и на английском. Он пообещал ведущему, что, если понадобится, в третий раз выйдет с немецким спичем, но прошлогодний рекорд в три приза Audemars Piguet так и не был побит.
Дважды поднимался на сцену владелец марки Bovet 1822 Паскаль Раффи. Он получил премию за лучшие женские часы Miss Audrey и весьма престижную награду за «Часовое исключение» — лучшие сложные часы Recital 26 Brainstorm Chapter 2. Его мануфактура в замке Мотье над Невшателью выпускает сейчас около 800 часов в год. Это скорее коллекционный завод, работающий в основном для удовольствия владельца, что и помогает часовщикам Раффи разрабатывать из ряда вон выходящие механизмы, за которые не взялись бы большие марки.
Ему не раз приходилось получать в Женеве призы, в том числе «Золотую стрелку», так что Bovet 1822 уже вошла в число национальных швейцарских культурных сокровищ.
Новостью стал успех другой маленькой и очень задиристой марки — H. Moser & Cie. Ее молодой директор Эдуар Мейлан принял из рук жюри две премии. Первую — за собственный хронограф Streamliner Flyback Automatic. Вторую, «За храбрость», ему пришлось разделить с такой же независимой маркой MB&F за совместно разработанный Endeavour Cylindrical Tourbillon H. Moser X MB&F.
Дважды отмечены на юбилейном конкурсе именитые французские ювелиры Van Cleef & Arpels. С тех пор как два года назад они перестали участвовать в швейцарских часовых салонах, GPHG остался единственным местом, где мастера с Вандомской площади встречаются со своими швейцарскими коллегами. Двойной успех на главном часовом конкурсе мира (за лучшие ювелирные часы Frivole Secrete и лучшие художественные — Lady Arpels Soleil Feerique) говорит как о никуда не исчезнувшем мастерстве, так и о правильном выборе номинаций, где Van Cleef & Arpels традиционно сильны.
Премией в категории «Возрождение» награждены Bvlgari Aluminium. Это и вправду очень удачное возвращение часов, которые наделали шума в 1998-м, когда марка позволила себе невиданное сочетание «низких» материалов — алюминия и каучука — в графичном черно-белом дизайне. Новые Bvlgari Aluminium Chronograph имеют больший размер, более совершенные материалы корпуса и мануфактурный механизм, но сохранили лучшие черты знаменитых предшественников.
Вполне заслуженно лучшим хронометром названы красивые и сложные Chronometrie Ferdinand Berthoud, FB 2RE.2. Владелец марки сопрезидент Chopard Карл-Фридрих Шойфеле гордится этими часами с нарочито классическим обликом и авангардным механизмом, комбинирующим сразу несколько редчайших усложнений.
В категории «Календари» победила самая старая женевская марка Vacheron Constantin, существующая уже почти три века. Премию им дали за часы Vacheron Constantin Overseas Quantieme Perpetuel Skeleton, которые великолепно сочетают сложность и красоту механизма со спортивным корпусом Overseas. Это классический западный календарь. А в категории «Инновация» награжден Parmigiani Fleurier, Hijri Perpetual Calendar — разработанный Мишелем Пармиджани для наручных часов мусульманский лунный календарь.
В номинации «Вызов» победила модель Tudor Black Bay Fifty-Eight Navy Blue, названная так в честь первых часов Tudor для ныряльщиков, вышедших в 1958 году, а лучшими мужскими сложными часами стали Greubel Forsey Hand Made 1. Это удивительные часы, выполненные почти полностью вручную, на манер позапрошлого века, без использования современных машин и технологий. Время их изготовления — 6 тыс. часов, настоящий подвиг мастеров, готовых отдать три года жизни ради единственного экземпляра.
В важной категории «Мужские часы» второй год подряд премирован финн Кари Вутилайнен, давно работающий в Швейцарии и создавший собственную фабрику в Валь-де-Травере. В прошлом году он был отмечен за нарочито технологические Voutilainen 28ti со смело открытым механизмом, а в нынешнем — за столь же нарочито классические с синим циферблатом 28SC. Кари Вутилайнен — привычный фаворит конкурса. Интересно, не повторится ли история с таким же талантливым часовшиком Франсуа-Полем Журном, которого на GPHG премировали из года в год, пока он не сбежал из соревнования, решив держаться подальше и от поклонников, и от завистников.
Главную премию, «Золотую стрелку», получили Piaget Altiplano Ultimate Concept. Это самые тонкие наручные механические часы в мире. В них удалось уменьшить высоту калибра до рекордных 2 мм благодаря тому, что корпус стал его составной частью. Первые модели толщиной всего 4,3 мм два года назад показывали в Женеве в специальном футляре, чтобы случайно не сломать.
«Пришлось немало поработать, чтобы они смогли стать настоящими часами, пригодными для ежедневного пользования,— говорит нам глава Piaget Шаби Нури.— Altiplano Ultimate Concept — вершина возможностей не только Piaget, но и часового искусства в целом. Эти часы не будут выходить в больших сериях, они будут редкостью и достанутся самым верным нашим клиентам».
Подробнее о результатах Grand Prix d`Horlogerie de Geneve читайте в декабрьском номере часового приложения “Ъ” «Стиль. Часы».