На пандемию нашлись лишние билетики
Организаторы московских концертов готовятся к финансовому краху
Организаторы концертов просят мэра Москвы Сергея Собянина снять требование о максимум 25-процентной заполняемости залов для мероприятий, билеты на которые уже проданы. Если этого не сделать, индустрия сначала столкнется с массовыми возвратами билетов, а затем, работая с такой заполняемостью, организаторы даже не смогут окупить свои затраты.
Ассоциация концертно-театральных и билетных организаторов (КТиБО) направила мэру Москвы Сергею Собянину письмо с просьбой смягчить новые ограничения, связанные с пандемией коронавируса (копия есть у “Ъ”). 13 ноября в Москве, по данным оперативного штаба, было зафиксировано 5974 новых случая заболевания COVID-19, госпитализировано 1458 человек. Указ мэра подразумевает, что с 13 ноября до 15 января горожане смогут ходить в театры, кино и на концерты при условии заполнения не более 25% зала. Это требование Ассоциация КТиБО называет «неисполнимым»: билеты уже проданы сверх установленного позже лимита, и правила обязывают вернуть зрителю деньги по первому требованию независимо от переноса или отмены мероприятия. Организаторы опасаются массового возврата билетов, который нанесет такой удар по выручке, который парализует их работу. Ассоциация предлагает снять ограничение по заполняемости для мероприятий, билеты на которые куплены до 13 ноября при условии, что организаторы остановят дальнейшую продажу билетов при превышении лимита в 25%. В пресс-службе мэра на запрос “Ъ” не ответили.
После выхода указа московские театры заявили, что продавали билеты с учетом заполняемости залов на 50%, и 11 ноября Минкульт опубликовал приказ, согласно которому подведомственные ему театры и концертные залы обязаны обеспечить допуск посетителей по всем билетам, купленным до 13 ноября. Разъяснений по поводу мероприятий частных организаторов пока не было.
Исторически самые высокие предпродажи были у бизнес-конференций, этот сегмент теперь использует онлайн- и гибридные форматы, но для театров и концертов ситуация критична, отмечает гендиректор Timepad Варвара Семенихина:
«Онлайн не позволяет полноценно передать опыт спектакля или музыкального выступления, и в таком формате их сложно монетизировать».
Для кинотеатров ситуация с возвратами некритична, поскольку предпродажи незначительны, заявил директор по маркетингу объединенной сети «Формулы кино» и «Синема парка» Сергей Кузнецов. Сеть будет контролировать заполняемость залов на 25%, как сейчас контролирует ограничение в 50%, добавил он.
У билетных операторов кроме убытков от снижения оборотов появились убытки от возвратов билетов, указывает исполнительный директор платформы Radario Елена Кипорук: «Первую волну отмен мероприятий сменила вторая, и количество обращений покупателей в колл-центр множится с каждым днем. Чем больше билетов возвращается, тем больше нам приходится тратить на обслуживание этих операций». Билетная платформа МТС позволяет соблюдать требования мэрии, но такая заполняемость залов не устраивает многих организаторов, так как не обеспечит рентабельность, заявили в пресс-службе МТС.
Руководитель ГК SAV Entertainment и «Русского шоу-центра» Владимир Зубицкий говорит, что компания перенесла все концерты на 2021 год и дальше: «Индустрия в состоянии катастрофы, работающих компаний остались единицы, происходят массовые увольнения. Мы даже при 50% не могли бы продолжать работать, так как у нас большие артисты и крупные концерты: нельзя окупить расходы при ограничениях заполняемости. Для отрасли гораздо лучше было бы полное закрытие всех мероприятий вместе с введением субсидий»,— говорит он. «Указ мэра ударил по индустрии, потери которой с момента начала лихорадочных и бессистемных запретов исчисляются десятками миллиардов рублей, а ведь даже крупные игроки в ней являются в основном ИП и малыми предприятиями»,— комментирует главный редактор агентства InterMedia Евгений Сафронов. Гендиректор Eventation Сергей Мурадов считает, что этот бизнес не может рассчитывать на 25% потенциальной выручки — в «мирное время» надо продавать 80–90% залов, чтобы выходить в ноль.