Трубопровод наткнулся на американские санкции
Получится ли у России завершить «Северный поток-2» собственными силами
Оператор «Северного потока-2» прорабатывает несколько сценариев завершения строительства газопровода. Об этом «Газпром» сообщил в своем ежеквартальном отчете. К текущему моменту работы на сухопутных площадках в Германии завершены, в России — находятся на финальном этапе. Из-за угрозы новых американских санкций в отношении участников проекта морскую трубоукладку «Газпром» решил приостановить. Сейчас на дне Балтики готово более 93% от общей длины маршрута.
Вероятнее всего, «Северный поток-2» придется временно переориентировать на внутренние нужды страны, чтобы получить хоть какую-то выгоду, считает партнер информационно-консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин: «Любое трубоукладочное судно в мире имеет владельца, а владелец не пойдет против американских санкций. У “Газпрома” есть в распоряжении трубоукладочное судно “Академик Черский”, которое стоит сейчас в германском порту Мукран. Но, во-первых, остается открытым вопрос, способно ли оно технически к этому. Оно не было раньше оснащено для работы с трубами такого диаметра. И второй вопрос, если это судно выйдет и начнет что-то делать на строительстве “Северного потока-2”, то немедленно его владелец подвергнется американским санкциям, а это “Газпром”.
Поэтому “Газпром” не в состоянии бросить такой вызов американской администрации и выйти на санкции.
Чуть в более долгосрочной перспективе можно законсервировать эти трубы. Дело все в том, что в американском законе есть положение, которое позволяет снять санкции, но только в том случае, если виновник санкций докажет, что он изменил свое поведение. Я не думаю, что Россия готова менять свою внешнюю политику. Перспективы снятия санкций пока ничтожные, если вообще не нулевые. Еще одним выходом может быть, например, часть трубы можно использовать для того, чтобы на середине пути ее взять и завернуть, например, в Калининград и сделать газоснабжение Калининграда вместо того, чтобы возить туда сжиженный природный газ, как планируется сейчас».
В Кремле санкции США против участников проекта «Северный поток-2» назвали проявлением несправедливой и недобросовестной конкуренции. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, получать газ через трубопровод дешевле и надежнее, чем покупать на споте, и осознавая это, Соединенные Штаты пытаются вытеснить Россию с европейского рынка.
Так что отказываться от проекта Москва не намерена, и главный вопрос, который ее сейчас заботит, как достроить трубопровод собственными силами, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков: «Первый вариант можно рассматривать — это достройка одной волной, когда суда-трубоукладчики или одно судно-трубоукладчик само загрузится под завязку трубами, и все оставшиеся трубы, которые вообще понадобятся для достройки 120-130 км, попытаются взять одной волной, пригнав туда множество судов снабжения. Таким образом, исключат вариант, когда санкции против судов снабжения, которые тоже, вероятно, будут сразу же, как только они будут оказывать услуги по достройке, ограничат им возможность захода второй раз в порт Мукран для того, чтобы опять взять новую партию труб. И второй сценарий как раз предполагает, что суда снабжения все-таки смогут ходить туда-обратно в порт Мукран, а не забирать все трубы, поэтому я думаю, что скорее рассматриваются разные варианты стратегии достройки. При том сейчас для завершения проекта более или менее с какой-то вероятностью можно говорить об использовании четырех судов: “Академик Черский”, в первую очередь, возможно, трубоукладочная баржа “Фортуна”, третье и четвертое — это, соответственно, суда снабжения “Иван Сидоренко” и “Остап Шеремета”. По крайней мере три из этих судов пришли специально с Дальнего Востока на Балтику, и если бы они не рассматривались как судна, которые будут привлечены к работам, то они бы просто из Находки их бы не гнали через полмира на Балтику. Плюс к этому, возможно, другие суда, прежде всего снабжения. Мы видим, там “Умка” крутится, “Финвал”, по-моему, крутится.
На мой взгляд, наиболее реалистичный сценарий, то если проект начнут достраивать до конца года, то где-то, может быть, три месяца уйдет на достройку и примерно столько же на пуско-наладочные работы. На скорое завершение рассчитывать не стоит. Если уж не успел к 1 января 2020-го построить, чтобы не подписывать новый договор с Украиной, то теперь острой нужны нет, все равно, в общем-то, придется платить Украине за транзит, даже если ты качаешь или не качаешь. Форсировать никто не будет, чтобы рисковать какими-то техническими моментами. Но и задерживаться тоже специально никто не будет, потому что, чем больше ждешь, тем больше на тебя санкций навешают сверху».
Кроме того, из-за вынужденного пересмотра планов строительства «Северного потока-2» затраты на проект серьезно возрастают. Так что перед участниками стоит задача еще и снизить издержки на трубопровод, говорит независимый эксперт Дмитрий Лютягин: «Это техническая задача, которая уже была в свое время решена, просто с помощью других контрагентов. Сейчас нам дают возможность у себя внутри сформировать такую компетенцию, которая позволит реализовать этот проект и в дальнейшем использовать ее и при других проектах, в которых нужно будет задействовать морской транспорт, оборудование по укладке труб на шельф, например.
Там задача стоит в части оптимизировать процесс подготовки технологической цепочки достройки, чтобы это меньшим образом ударило по бюджету проекта.
Понятно, что он и так уже увеличивается за счет этих санкций, и необходимость применения и переоборудования тех самых судов, которые будут использоваться, и, скорее всего, достройка обойдется в итоге на 5% — 15% дороже, чем изначально предполагалось. Но это цена санкций, которую мы по сути дела на себе испытываем».
В рамках проекта «Северный поток-2» планируется строительство двух ниток газопровода общей протяженностью почти 2,5 тыс. км и производительностью 55 млрд кубометров в год. Трубопровод проходит по территории пяти стран: Германии, Дании, России, Финляндии и Швеции. Все они дали разрешение на строительство.
По данным на 2017 год, стоимость проекта составляла €9 млрд. Согласно договору, эти затраты в равных частях делят между собой «Газпром» и еще пять частных европейских компаний.