За заслуги перед оргпреступностью
Раменских «авторитетов» обвинили в организации ОПС и убийствах
Как стало известно “Ъ”, Следственный комитет предъявил обвинение в окончательной редакции влиятельному криминальному авторитету Олегу Медведеву (Шишканов, Олег Раменский) и предполагаемым участникам его оргпреступного сообщества (ОПС). По версии следствия, ОПС в течение долгих лет фактически держало под криминальным контролем Раменский район Мособласти, запугивая и убивая коммерсантов, которые отказывались с ним сотрудничать. Защита, в свою очередь, утверждает, что следствие велось с обвинительным уклоном, при этом доводы адвокатов, известных спортсменов и артистов, поручавшихся за господина Медведева, услышаны не были, а в качестве доказательств вины «авторитета» использовались публикации в СМИ.
Обвинения в окончательной редакции Олегу Медведеву и с десятку участников его группировки предъявили члены следственной бригады под руководством старшего следователя по особо важным делам при председателе СКР Валерия Хомицкого, прославившегося, в частности, успешными расследованиями убийства первого зампреда ЦБ Андрея Козлова и особо тяжких преступлений, совершенных бандой Константина Пискарева (Костя Большой), много лет орудовавшей в Подмосковье.
Олегу Раменскому следователи, в частности, инкриминировали совершение преступлений, предусмотренных ст. 210.1 (занятие высшего положения в преступной иерархии) и ч. 4 ст. 210 (создание преступного сообщества лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии). Отметим, что, по данным следствия, в воры в законе Олега Раменского, имевшего тогда фамилию Шишканов, короновали еще в 1992 году, после того как он отсидел срок за убийство. «Авторитетов» сообщества, в том числе Дмитрия Гусева и Эдуарда Харькова, обвинили в руководстве структурными подразделениями ОПС (ч. 1 ст. 210 УК), а еще с десяток рядовых участников сообщества (ч. 2 и ч. 3 ст. 210 УК) — в исполнении преступлений в его составе.
Среди них оказались умышленные убийства (ст. 105 УК), похищения людей (ст. 126 УК), уничтожение чужого имущества (ст. 167 УК), незаконный оборот оружия и наркотиков (ст. 222 и ст. 228 УК), а также применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК).
Некоторые участники ОПС, в том числе Харьков, при задержании оказали активное сопротивление сотрудникам ФСБ и угрозыска, сломав одному из них ногу. Свою причастность к оргпреступности большинство обвиняемых отрицает. Вскоре им предоставят для ознакомления материалы уголовного дела, насчитывающего сотни томов, а затем обвинительное заключение будет направлено на утверждение в Генпрокуратуру.
По версии следствия, Олег Медведев, создав ОПС, к 2010 году установил криминальный контроль над Раменским районом Подмосковья (в 2019 году район, находящийся в 50 км от Москвы, в котором проживает более 300 тыс. человек, был упразднен, а вместо него образован Раменский городской округ). С другими «авторитетами» и предпринимателями, которые проживали в районе и не подчинялись требованиям участников ОПС, «раменские» жестоко расправлялись. Наиболее громким из инкриминируемых им деяний стало убийство в феврале 2012 года в деревне Малахово депутата Раменского района, генерального директора ЗАО «Племзавод Раменское» Татьяны Сидоровой и трех ее родственников за отказ передать земельные участки (тела похищенных из дома людей были найдены только в прошлом году — их с помощью бульдозеров закопали в карьере). Затем, полагает следствие, были совершены еще несколько убийств, в том числе бизнесмена, отказавшегося передавать «раменским» часть прибыли от своего бизнеса.
В Следственном комитете от комментариев воздержались, сославшись на позицию руководителя расследования. Адвокаты обвиняемых подтвердили “Ъ”, что участвовали в активных следственных действиях по этому делу, но обсуждать их отказались, поскольку дали следствию подписки о неразглашении.
Защитник Олега Медведева Елена Сенина, не касаясь подробностей дела, заявила “Ъ”, что расследование, по ее версии, велось исключительно с обвинительным уклоном, доводы адвокатов, подтверждающие непричастность фигуранта к совершению особо тяжких преступлений, следствием не учитывались.
Госпожа Сенина отметила, что следствие и суды не обращали никакого внимания и на заслуги господина Медведева, который активно помогал детским домам, финансировал строительство храмов и раменский футбольный клуб «Сатурн», ранее выступавший в Российской премьер-лиге, а также на поручительства за него известных спортсменов и артистов эстрады. Среди них были, например, Лев Лещенко, Любовь Успенская, Валерий Газзаев и Юрий Семин. «Насколько мне известно, свое мнению об Олеге Николаевиче они не изменили»,— добавила госпожа Сенина.
Интересно, что в качестве доказательства причастности Олега Раменского к оргпреступности следствие использовало не только оперативные данные, показания секретных свидетелей, но и публикации в СМИ, в которых упоминался вор в законе Шишкан. Однако, как отметили представители «законника», несмотря на то что в ряде случаев эти сведения, согласно судебным решениям, были признаны порочащими честь Олега Медведева, их все равно использовали против обвиняемого.