Автомобили полетят между домами
Как летающий транспорт изменит город
Летающие автомобили уже скоро могут стать реальностью — их разработкой занимаются десятки компаний, некоторые из них уже тестируют прототипы. Теперь вопрос не столько за технологиями как таковыми, сколько за составлением правил, обеспечением безопасности полетов и ценой такого рода аппаратов.
Не человек для транспорта, а транспорт для человека
Разговоры о том, что автомобили скоро начнут летать, идут не первый год. Но если раньше проблемой были технологии, то теперь ситуация изменилась: все больше компаний-разработчиков заявляют о том, что начали тестировать свои летательные аппараты. Так что уже скоро города смогут выглядеть как в «Пятом элементе» или «Бегущем по лезвию» (кстати, действие в нем происходит уже в прошлом, 2019 году) — с воздушными такси и летающими автомобилями над улицами города.
Распространение летающих автомобилей не только изменит вид городов, сделав их более футуристическими, но и может серьезно повлиять на городскую жизнь в целом. Фабьен Нестманн, вице-президент по связям с общественностью немецкой компании Volocopter, специализирующейся на создании летающих автомобилей, говорит, что, хотя изначально билеты на разработанное ими летающее такси будут дороги, цель компании сделать такие полеты конкурентоспособными. «Мы хотим, чтобы это была не игрушка для богатых, а часть интегрированной (в транспортную систему.— “Ъ”) поездки в городе для каждого. У каждого должна быть возможность идти пешком, ехать на машине или велосипеде — или лететь»,— считает он.
С развитием такого транспорта людям будет проще жить в пригородах в широком смысле этого слова, откуда они смогут при необходимости добираться в центр города с помощью таких летательных аппаратов.
«Сейчас большинство людей подстраивает свою жизнь под доступность транспорта. VTOL (летательные аппараты вертикального взлета и посадки.— “Ъ”) и беспилотники позволят добираться куда угодно, так что это транспорт будет подстроен под жизнь,— считает директор Института аэронавтики NASA при Исследовательском центре Эймса Паримал Копардекар.— Хотя, возможно, мы никогда не ликвидируем метро и дороги, мы можем уменьшить занимаемую ими площадь с помощью этих машин». В числе прочего распространение электрических летающих автомобилей (а почти все они именно электрические) позволит снизить выбросы и спрос на дизельное топливо, а также сократить расходы на развитие дорожной инфраструктуры. «На макроуровне постоянно растущие города создают растущую потребность в мобильности у жителей этих городов. Это ведет к переосмыслению города, потому что создание инфраструктуры для автомобилей не улучшает качество жизни»,— отмечает Нестманн.
Десятки компаний и триллионный рынок
Создание летающих автомобилей, которые можно будет полноценно использовать в городе,— огромный рынок.
Как еще в 2018 году прогнозировал банк Morgan Stanley, к 2040 году этот рынок может достигнуть $1,5 трлн, а по более оптимистичным прогнозам — даже $2,9 трлн.
Разработкой летающих автомобилей разного рода сейчас занимается несколько десятков компаний, от небольших стартапов до крупных корпораций. Большинство разрабатываемых летающих автомобилей выглядит не как коммерческие беспилотники или небольшие вертолеты. Они взлетают и садятся вертикально и снабжены не крыльями, а винтами — это и есть летательные аппараты вертикального взлета и посадки, VTOL.
В октябре южнокорейская корпорация Hyundai, уже сотрудничающая с Uber в разработке летающего такси, объявила о планах создания целой линейки таких аппаратов — она собирается представить их к 2028 году. Разработками такого рода занимаются Toyota, Porsche, Audi, Daimler, Geely, Airbus, Boeing, Uber и многие другие крупные компании. Много и компаний, специализирующихся именно на разработке таких летающих автомобилей, это, например, Lillium, Wisk, Joby Aviation и Bell.
Притом нельзя сказать, что все это лишь планы и проекты,— в августе японская компания SkyDrive, сотрудничающая с Toyota, провела испытания своего электрического VTOL SD-03 с пилотом на борту. Полет длился четыре минуты, летательный аппарат поднимался на три метра над поверхностью земли. SkyDrive планирует выпустить свой двухместный летающий автомобиль на рынок в 2023 году, стоить он будет от $300 тыс. до $500 тыс.
Ваш браузер не поддерживает видео
Еще в прошлом году Volocopter провела испытания своего беспилотного летающего такси. Коммерческое использование одного из разработанных компанией летающих автомобилей, одноместного VoloCity, должно начаться уже в 2022 году. Предполагается, что изначально один билет будет стоить €300.
На этой неделе стало известно о планах другой немецкой компании, Lilium, создать огромный «вертипорт» — так называют своего рода аэропорты для летающих автомобилей — в аэропорте Орландо во Флориде. Он должен быть готов к 2025 году, и, по замыслу Lilium, через него с помощью летающих такси пассажиры, прилетающие в Орландо, смогут лететь в другие города штата вместо того, чтобы ехать туда на автомобиле.
Помехи на дорогах
Проблемы же с распространением нового вида транспорта связаны не столько с технологиями как таковыми, сколько с тем, что такие аппараты необходимо сделать безопаснее, дешевле, а также провести масштабную бюрократическую реформу. Ведь нынешние законы, инструкции и правила как для наземного, так и для воздушного транспорта составлялись еще в те времена, когда летающие автомобили были исключительной прерогативой писателей-фантастов, и не будут подходить для столь серьезных изменений.
Производители и эксперты называют одной из проблем изначально нереалистичные ожидания слишком быстрого развития этой сферы.
Например, Uber, который уже несколько лет говорит о разработке летающего такси, пришел к выводу, что создать его настолько быстро не получится. Сначала компания обещала начать пробные полеты уже в 2020 году, теперь срок сдвинут на 2023 год. Такого рода задержки есть и у других компаний, разрабатывающих летающие автомобили.
Обеспечение безопасности — одно из важнейших препятствий на пути летающих автомобилей как коммерческого транспорта, особенно это касается беспилотных летательных аппаратов такого рода. Как отмечает преподаватель аэрокосмической техники и механики Университета Миннесоты Дерья Аксарай, безопасные технологии автономного полета для VTOL пока еще находятся на стадии разработки. «Такие автомобили должны осматривать окружающую среду, оценивать ситуацию и действовать соответствующе. Они не могут ждать, пока пилот или оператор скажут: сделай так, а теперь так»,— считает она.
«Вы не можете предоставлять коммерческие услуги без крайне строгих режимов тестирования. Часть этого — развитие инфраструктуры для таких машин»,— отмечает Фабьен Нестманн. Это означает, что нужно не просто построить сам летательный аппарат — нужны вертипорты и специальные гаражи для таких автомобилей, в которых они могут заряжаться. Также необходима разработка соответствующего ПО, позволяющего автоматизировать такую транспортную систему и с помощью систем отслеживания обеспечить безопасность полетов. В числе прочего нужно будет выработать систему воздушных коридоров в городском небе, сходную с той, которая действует для обычных самолетов сейчас, но более сложную, так как в городе больше объектов для возможного столкновения — высотные здания, деревья, птицы, а в случае роста популярности технологии и другие летающие автомобили.
Сложностью в развитии этой сферы, как и в случае с беспилотными автомобилями, являются и регуляторные вопросы. Власти разных стран уже сейчас работают над созданием соответствующих правил и стандартов безопасности. NASA совместно с Федеральным управлением гражданской авиации США работает над протоколами, которые должны регулировать такое воздушное движение. Сходный проект есть и у Airbus, и у Европейского агентства по авиационной безопасности. Для создания транспортной системы с участием летающих автомобилей нужны и разработанные правила, и сертифицированные властями аппараты, и люди, готовые летать на них.
Необходимость сочетать несочетаемое
Для того чтобы летающие автомобили стали повседневной реальностью, и в целом нужно сочетание целого ряда факторов. Одна из сложностей состоит в том, что такие летательные аппараты должны сочетать сразу несколько свойств, которые не так легко совместить друг с другом. Они должны быть достаточно мощными, чтобы поднимать и переносить значительный вес, довольно тихими, чтобы летать на малых высотах в населенных пунктах, а кроме того, не должны быть чрезмерно дорогими, ведь тогда их массовое применение было бы затруднительно. «Они будут более энергоэффективными, чем вертолеты, которые используют много топлива, но менее энергоэффективными, чем автомобили, потому что им нужно подниматься в воздух»,— комментирует эту проблему профессор аэрокосмической техники Мичиганского университета Элла Аткинс.
Слишком высокая стоимость может оказаться серьезной проблемой такого вида транспорта. По мнению многих экспертов, в ближайшие годы летающие автомобили вряд ли станут дешевыми.
«Что касается стоимости, летать на них в магазин за продуктами будет непрактично»,— считает Аткинс. По ее мнению, вряд ли в ближайшие 20 лет летающие автомобили станут доступны людям со средним доходом. Аткинс считает, что более реалистичная возможность их использования связана с возможностью достигать тех населенных пунктов и мест, в которые сложно попасть с помощью других транспортных средств.
Согласен с ней и Паримал Копардекар. «Мечта об авиатранспорте с нами уже давно. Теперь же есть хорошая возможность создавать аппараты, которые могут доставить товары и услуги в места, недоступные для нынешней авиации»,— считает он. Однако это не значит, что летающие автомобили не могут получить большого распространения, а скорее свидетельствует лишь о том, что такое распространение будет вопросом чуть более отдаленного будущего.