Декларативная помощь
Колонка редактора
О том, что отечественной экономике необходимы инновации, пожалуй, впервые в новейшей российской истории на государственном уровне заговорили только во второй половине 2000-х годов — во время президентства Дмитрия Медведева. Впрочем, о необходимости совершенствования технологических процессов большинства отечественных предприятий регулярно говорилось и в XX веке — тогда еще советскими властями. Но как и несколько десятков лет назад, инициативы Дмитрия Медведева так большей частью и остались лозунгами — прорывов в экономике после 2000-х в стране так и не дождались.
Пандемия в каком-то смысле дает России новый шанс. Многим субъектам экономической деятельности пришлось в корне перестраивать свои бизнес-процессы, менять схемы взаимодействия с контрагентами. И здесь без инноваций не обойтись. Разумеется, как и в случае со всеми остальными процессами, роль государства остается число декларативной — вряд ли стоит ожидать каких-то государственных программ, которые бы оказались способны стимулировать и запустить именно инновационные механизмы. Традиционно все, что может сделать для бизнеса государство,— отойти в сторону и не мешать. Ну и потом, по традиции, записать себе в заслуги позитивные сдвиги, буде таковые все-таки случатся.
Пожалуй, единственные по-настоящему эффективные меры, которые государство сегодня может предложить компаниям,— это льготное кредитование и ослабление налогового пресса. И если с льготными кредитами в целом ситуация более или менее ясна (в Северо-Западном регионе выдано около 5 млрд рублей льготных кредитов), то в части налоговой политики государству по-прежнему есть куда развиваться. Рост числа городских организаций, у которых внезапно «отказывают» терминалы по оплате карточками и переходящих только на наличную оплату, говорит об увеличивающейся доле фирм, работающих «в тени». Разумеется, избегая налогов, компания вряд ли будет заниматься инновациями. По крайней мере, инновациями, которые бы позитивно влияли на наполнение российского бюджета.