Ставка на «личные таблетки»

Фармацевтика

Пандемия подтолкнула российских фармпроизводителей к активному внедрению инноваций и предоставила отечественным чемпионам отрасли неплохой шанс потеснить мировых лидеров. Ставка делается на противоковидные вакцины, препараты для реабилитации и персонифицированные лекарства.

Не за горами тот день, когда пациенты будут печатать таблетки на дому с учетом своих персональных особенностей, одновременно передавая данные персональному врачу и в медицинские базы для дальнейших исследований

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

С одной стороны, коронакризис ожидаемо замедлил процесс разработки многих плановых инноваций, с другой — задал новые направления и повышенный спрос на новейшие решения. По мнению Георгия Побелянского, генерального директора фармацевтической компании «Вертекс», сегодня можно говорить о мобилизации крупных фармпроизводителей во многих странах на разработку вакцин и лекарств против новой коронавирусной инфекции. «В этом ключе в фармотрасли беспрецедентно повышенная активность»,— отмечает он.

Сейчас фармацевтическая отрасль восприимчива к инновациям как никогда, уверена Валентина Бучнева, глава евразийского подразделения фармацевтической компании «Босналек». «Мы оказались в ситуации, когда старые методы стремительно уходят в прошлое и даже консерваторы выбирают инновационный подход. Во многом это объясняется напряженной эпидемиологической обстановкой, но где-то привычные схемы давно перестали быть эффективными,— говорит она.— Сегодня можно с большей уверенностью сказать, что у России есть все шансы стать глобальным лидером, процесс уже запущен. В частности, активно ведутся переговоры об экспорте технологии производства вакцины от COVID-19. Учитывая, что наша страна первой в мире зарегистрировала вакцину против коронавируса, выход на зарубежные рынки — логичный шаг».

Благодаря скорости и инновациям отечественных разработчиков Россия уже попала в число мировых лидеров по ковид-вакцинам. «Их создатели и производители могут встать в один ряд с международными лидерами, если в дальнейшем обеспечат необходимое количество таких продуктов в стране и за ее пределами, а ключевые страны будут готовы их закупать»,— отмечает господин Побелянский.

Жизнь без антибиотиков

Помимо вакцинной гонки, фармацевты озадачены и вероятными последствиями пандемии, в частности, прогнозируется существенное снижение потребления антибиотиков. Всемирная организация здравоохранения уже разработала план сдерживания роста антибиотикорезистентности, нацеленный на сокращение использования антибиотиков. По мнению госпожи Бучневой, будущее за инновационными иммунотерапевтическими и биоценозсберегающими препаратами с направленным действием.

Также одним из важнейших трендов становятся разработки в респираторном направлении. «Пандемия еще раз напомнила нам, что заболевания, связанные с дыхательными путями,— дело серьезное,— подчеркивает она.

Новые молекулы на службе врачей

Впрочем, фармакологи готовы рассматривать интеграции и с другими сферами, например, весьма перспективными выглядят тандемы с IT-компаниями. Актуальным это стало в 2020 году для поиска новых формул для борьбы с COVID-19 и его последствиями. «Инновационные вакцины и технологии лечения, "умные" гаджеты для контроля уровня кислорода в крови и много других разработок станут своего рода плодами борьбы с пандемией, которые мы будем использовать и дальше»,— отмечает госпожа Бучнева.

По словам Петра Толочкова, основателя Way2Win Group, цифровые сервисы уже дополняют назначенные медиками препараты. «Они позволяют вести дневник самоконтроля, напоминают о приеме, рассчитывают важные параметры терапии. Особенно это актуально при хронических заболеваниях, когда пациенту нужно контролировать болезнь всю жизнь. Фармацевтическая компания Boehringer Ingelheim вложила $500 млн в разработку приложения для пациентов с шизофренией. Мы, например, во Франции презентовали чат-бот для пациентов с диабетом и получили высокие оценки. В России подобные сервисы тоже активно развиваются»,— делится эксперт.

Персонализация становится важным трендом в фарминдустрии. «Генетические различия людей определяют разную эффективность фармакологических препаратов. Некоторые максимально эффективны для одних людей, а на других могут оказывать слабое воздействия, например, в силу ускоренной детоксикации,— рассуждает Владимир Волобуев, директор MyGenetics.— Наша компания разрабатывает тест-системы, которые помогают определить генетические особенности человека и персональную реакцию на некоторые препараты. Врачи, специалисты используют наши продукты, чтобы подобрать необходимый препарат и определить подходящую дозировку».

Уже сегодня инновации помогают разрабатывать лекарства, искусственный интеллект контролирует их дозировку, а 3D-принтеры печатают детали для аппаратов ИВЛ. «Не за горами тот день, когда пациенты будут печатать таблетки на дому с учетом своих персональных особенностей, одновременно передавая данные персональному врачу и в медицинские базы для дальнейших исследований»,— прогнозирует госпожа Бучнева.

Однако с амбициями растет и стоимость создания фармакологических препаратов — на создание и испытание новых лекарств уходит все больше времени и финансовых затрат. Как отметила госпожа Бучнева, фармкомпании тратят все больше средств на научные исследования — объемы инвестиций в разработку новых препаратов сравнимы с IT-отраслью и автомобилестроением. О том же говорит и господин Побелянский: «Инновации в фармотрасли зависят от двух важных факторов: инвестиций и времени на разработку уникальных продуктов. Как правило, это дорогой процесс стоимостью в миллионы и миллиарды долларов, исследования длятся на протяжении минимум десятка лет, если подразумевается создание новых молекул лекарств».

Катализатор

Пандемия стала катализатором процессов роста фармакологии, и дальнейшее развитие событий покажет, насколько российские разработки окажутся конкурентоспособными за рубежом. «По итогам 2019 года благодаря мерам по поддержке отечественной фармпродукции на внутреннем рынке российские производители уже показывали значительный прирост как в деньгах, так и в упаковках на фоне теряющих позиции иностранных компаний»,— указывает госпожа Бучнева.

Господин Волобуев уверен, что вопрос выведения российских разработок на глобальный уровень лежит в первую очередь не в научном поле, а в политическом и экономическом. «Для создания глобальных лидеров в России необходима более тесная коллаборация научных центров, институтов с международными инжиниринговыми центрами. Не секрет, что политические мотивы сейчас превалируют над бизнесовыми, и не всегда российские разработки приветствуются на Западе. Также важен и экономический аспект, ведь подавляющее большинство разрабатываемых веществ не доходит до коммерческого использования. Поэтому наличие финансирования, позволяющего разработчикам вести сразу несколько направлений исследований на протяжении длительного времени, крайне важно для достижения результатов и вывода препарата на рынок»,— подчеркивает он. Также, по его мнению, необходима программа поддержки малых инновационных предприятий, так как создание фармпрепаратов имеет большие риски, в том числе со стороны изменения государственного регулирования этого сектора.

Анастасия Демичева

Вся лента