«Образование должно быть ориентировано на потребности отечественных предприятий»
Экспертное мнение
Инженерное образование было престижным всегда, убежден ректор БГТУ «Военмех» им. Устинова Константин Иванов. Об ориентации российского образования на потребности отечественных предприятий, инженерном творчестве, научно-исследовательских разработках и уникальных проектах, проводимых в университете, он рассказал в интервью корреспонденту BG Марии Кузнецовой.
BUSINESS GUIDE: Как вы оценивание современный уровень российского образования?
КОНСТАНТИН ИВАНОВ: Уровень образования в России был и остается высоким. При этом переход на Болонскую систему, которая, по моему личному мнению, неидеальна, дал возможность перенять опыт лучших научных школ. Это позволило развить в отечественных университетах хорошо зарекомендовавшие себя иностранные образовательные модели. Вместе с тем число российских выпускников, уезжающих работать за рубеж, серьезно не возросло: их как был небольшой процент, так и остался. То есть глобализации образования с точки зрения перераспределения кадров не случилось ни в одной стране. Сейчас российские вузы продолжают готовить кадры для работы в Российской Федерации. И я считаю это правильным: любое образование должно быть ориентировано на потребности отечественных предприятий.
BG: Вы упомянули, что считаете Болонское соглашение неидеальным. Какие проблемы вы в нем видите?
К. И.: Болонское соглашение впервые обозначило, что образование люди должны получать не столько для того, чтобы в будущем найти работу, сколько для себя. Тогда это было модно. С моей точки зрения, это не так: для самообразования есть кружки, хобби, увлечения. А эта позиция Болонского соглашения отчасти привела к одному интересному факту: безработица за границей сместилась во временном отношении к возрасту. Если раньше безработными были люди преклонного возраста, то после появления «образования для себя» возросло количество более молодых безработных, что вряд ли можно считать достижением.
BG: Насколько престижно в настоящее время получать инженерное образование?
К. И.: Инженерное образование было престижным всегда. Безусловно, был период, когда к нему относились более сдержанно, считая, что нужно усиливать гуманитарную составляющую. Но в этих колебаниях ничего плохого нет: мир всегда развивается по спирали. На данный момент инженерное образование в России является приоритетным и высоко востребованным.
BG: Как изменились подходы к инженерной подготовке сегодня по сравнению, скажем, с началом 2000-х годов?
К. И.: Инженерная подготовка за последние двадцать лет изменилась кардинально. Это не столько связано с изменением образовательных процессов, сколько с потребностями заказчика, требующего от инженера совсем иных компетенций. Сейчас инженеру необходимы не только знания отдельной отрасли или своей узкой темы, но и системный взгляд: умение использовать междисциплинарные связи и методы. Другой важной компетенцией является умение работать с огромным объемом данных. Как ни парадоксально, в наш цифровой век именно инженерам необходимо творческое мышление для анализа, классификации и структурирования информации. Не зря же в современный обиход все чаще входит термин «мультимедийность», когда специалист может воспринимать и использовать множество каналов разнородной информации, что в конечном счете учитывается при создании любой продукции — от сложных инженерных конструкций до систем вооружения. Отдельно упомяну пространственное воображение. Бытует мнение, что это божий дар, которым обладает всего 6% населения планеты, но, согласно последним исследованиям, его можно развить. Так, в Военмехе на первом курсе мы проводим тест на кафедре начертательной геометрии с целью определения уровня пространственного воображения и стараемся со временем развивать его у учащегося.
Другое направление инженерного творчества — это конструирование современных производств, которые за последние двадцать лет серьезно изменились. Если раньше мы воспринимали заводы как территорию, куда опасно зайти, то сейчас, благодаря инженерной мысли, они выглядят совершенно иначе. Например, современное производство спутников представляет собой огромный цех-робот. Здесь собираются спутники диаметром 1,5 м, которые при запуске имеют форму шара, а на орбите раскрываются в полноценный аппарат с антеннами, системами поглощения информации и размахом крыльев до 49 м. И все это нужно создать на площадке завода в полном масштабе, и без высокого уровня подготовки специалистов в вузах добиться подобных результатов не представляется возможным. И кто скажет, что это не творческий процесс? Это уникальные технологии, полноценно развитые лишь в двух странах, в числе которых и Россия.
BG: Какие направления подготовки инженеров есть в Военмехе?
К. И.: Военмех как ведущая инженерная школа в России исторически занимается вопросами комплексной безопасности. Университет был создан в 1932 году в качестве вуза оборонного профиля, таким он и остается по сей день. В настоящее время в университете доля оборонно-технических специальностей составляет более 80%. При этом космология как сфера деятельности, включающая вопросы безопасности, является для нас одной из приоритетных. Также важным направлением подготовки является все, что связано с цифровизацией и цифровой трансформацией, искусственным интеллектом. Мы готовим специалистов в области ракетостроения, производства ракетно-космической техники, космического вооружения, политической, экологической и энергетической безопасности, а также конструкторов для создания современных образцов военной техники.
BG: Проводится ли подготовка по гуманитарным специальностям?
К. И.: Несмотря на то, что Военмех имеет репутацию инженерного вуза, в нем есть и гуманитарный факультет, где готовят специалистов в области переводоведения и лингвистики. Отмечу, что наши студенты традиционно входят в тройку победителей международных соревнований военных переводчиков. Также мы готовим экономистов, делая упор на их работе в сфере оборонно-космической промышленности.
BG: Кто в основном поступает в Военмех?
К. И.: Около 70% от всего набора в вуз составляют иногородние студенты, которые после прохождения обучения возвращаются на предприятия в своих регионах. Отмечу, что в Военмехе один из самых высоких целевых наборов, университет в этом направлении ведет большую работу. И в целом после его окончания можно говорить практически о стопроцентном трудоустройстве выпускников по полученными ими в стенах вуза специальностям. В последнее время значительно увеличивается количество иностранных студентов, что говорит о высоком уровне образования в нашем университете. В текущих условиях нам довольно быстро удалось перейти на дистанционный формат, что позволило организовать удаленный прием документов, таким образом, мы еще больше расширили географию.
BG: Какие научно-исследовательские разработки проводятся в вузе?
К. И.: В Военмехе выполняется большое количество научно-исследовательской работы. Мы — лидеры по Петербургу в области совместных проектов с федеральными министерствами и предприятиями, поскольку нашими основными заказчиками являются Министерство обороны, Министерство промышленности и торговли, «Роскосмос» и другие предприятия оборонно-промышленного комплекса. Мы выполняем ряд государственных программ, основная тематика которых — космология и цифровые технологии. Если говорить о конкретных темах, то это ракетные двигатели и спутники нового поколения, артиллерийские комплексы и снаряды нового поколения, экспериментальная робототехника, которая используется как в космосе, так и на больших глубинах. Ведется работа, связанная с программированием, созданием вычислительных комплексов, работающих как на спутниках, так и на заводах. Занимаемся вопросами борьбы с шумом — у нас одна из лучших в мире школ по акустике и виброакустике.
BG: Привлекаются ли к научно-исследовательской работе студенты?
К. И.: На первом курсе мы занимаемся адаптацией студентов, прошедших школу. Со второго-третьего курса студенты привлекаются в научные сообщества, а уже старшекурсники и аспиранты участвуют в серьезных НИР. Нельзя не отметить, что студенты Военмеха на постоянной основе участвуют в научных выставках. Кроме того, для них предусмотрены дополнительные меры поддержки в виде стипендий и грантов.
BG: Какие задачи стоят перед Военмехом в ближайшей перспективе?
К. И.: Мы продолжим работу над сохранением за Военмехом бренда ведущего инженерного вуза страны. Среди других задач — увеличение контингента: для этого сейчас строится дополнительный корпус. Мы намерены развивать форматы дистанционного образования, чтобы более эффективно работать с отдаленными регионами и странами. Также мы планируем и дальше заниматься оказанием услуг дополнительного образования и повышения квалификации.