«Оценить вероятность ухода страховщиков с рынка невозможно»
Страховщикам готовят норматив по прибыли
Реформа обязательного медицинского страхования (ОМС) предполагает не только сокращение довольствия страховых медорганизаций, но и изменения в работе федеральных клиник. В составе базовой программы ОМС появится отдельная строка, определяющая нормативы объемов оказания и финансирования медпомощи в федеральных учреждениях. Глава Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) Елена Чернякова рассказывает в интервью “Ъ” об этих нововведениях и о работе страховщиков в российском здравоохранении.
— Изначально инициатива Минздрава предполагала сокращение размера вознаграждения для страховых медорганизаций (СМО) в два раза. Что изменилось сейчас?
— Минздрав предлагал изменить размер норматива отчислений на ведение дела страховым медицинским организациям с текущего уровня 1–2% до уровня 0,5–1% от суммы средств, поступивших в СМО. Позже вместе с ЦБ мы внимательно проанализировали финансово-хозяйственную деятельность медицинских страховщиков в ОМС, данные по их расходам, в том числе на зарплату сотрудников. С учетом обсуждения подвинули нижнюю границу норматива расходов на ведение дел с 0,5% до 0,8%. Так что теперь мы убрали риски нерентабельности для системы страхования.
— На основании каких расчетов был сформулирован новый диапазон объема расходов страховщиков?
— Как показал анализ действующего законодательства регионов, только в трех субъектах РФ и городе Байконур норматив расходов на ведение дела для СМО в законах о бюджетах территориальных фондов составляет выше 1%. Кроме того, нормы действующего законодательства в сфере ОМС позволяют существенно снизить издержки страховых медорганизаций. Например, для выдачи полисов можно использовать офисы многофункциональных центров, а не содержать собственные пункты выдачи, информирование застрахованных лиц можно осуществлять, используя различные каналы связи, например личные кабинеты на едином портале госуслуг, бесплатные мессенджеры и т. д.
В собственность СМО зачисляются средства, взимаемые ими в виде примененных к медицинским организациям санкций по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по ОМС. Указанные меры позволят сохранить оптимальный уровень рентабельности страховщиков в измененных границах норматива и не приведут к нежелательным социально-экономическим последствиям.
— Полномочия ФФОМС по закону делегируются и СМО, и ФФОМС. Почему не уменьшается размер РВД всем участникам системы ОМС, а только страховщикам?
— Рост доходов страховых медицинских организаций только на ведение дел по ОМС (без учета доходов от примененных к медицинским организациям санкций) за период 2016–2020 годов составил 141,3%, достигнув порядка 22 млрд руб. в год. В то же время рост расходов на содержание территориальных фондов за этот же период составил только 119%. Рост доходов страховщиков и расходов терфондов несопоставим.
— Страховщики публично заявляют, что из-за сокращения расходов в два раза часть из них будет вынуждена уйти с рынка. Видите ли вы такие риски?
— Поскольку сейчас законодательство не требует от СМО предоставлять сведения о своих доходах и расходах на осуществление деятельности по ОМС, оценить вероятность ухода страховщиков с рынка невозможно. В перспективе, чтобы избежать повторения этой ситуации, мы считаем целесообразным совместно с Минздравом, Минфином, субъектами РФ и СМО разработать методику финансово-экономического обоснования размера вознаграждения последних.
— Какие характеристики СМО будет учитывать эта методика?
— Обоснованием для того или иного размера норматива вознаграждения могут выступать численность застрахованных СМО, а также необходимый объем и способы их информирования, количество и качество проводимых организацией экспертиз, требуемые расходы на оплату труда сотрудников СМО, иные необходимые расходы, а также оптимальный размер прибыли СМО.