Игорь Сасунов: «Пришло время больших инвестиций»

В июне 2020 года в результате транспортной реформы в Перми начало работу ООО «Автомиг». Сегодня компания обслуживает шесть городских маршрутов на новых, современных автобусах. О стратегических планах предприятия, инвестициях в отрасль пассажирских перевозок города Перми рассказал гендиректор «Автомига» Игорь Сасунов.

– Игорь Анатольевич, вы один из опытнейших частных автобусных перевозчиков города Перми, но сейчас представляете интересы крупного холдинга. Почему вы решили вернуться на этот рынок в партнерстве с федеральным инвестором?

– Я никогда не оставлял мысли вернуться на рынок пассажирских перевозок в Перми. Я покинул рынок как самостоятельный перевозчик в 2015 году. Я понимал, что поменялись условия и работать по тем принципам, которые были раньше, уже невозможно. Пришло время больших компаний, больших инвестиций. Когда в 2018 году поменялось руководство департамента дорог и транспорта, поменялась законодательная база и начались разговоры о реформе городских пассажирских перевозок, я начал поиск инвестора, готового вложить в этот бизнес деньги и зайти на рынок города Перми. Я подготовил бизнес-план, который заинтересовал инвесторов. Мне были предложены вполне хорошие условия для открытия пермского филиала. Хочу подчеркнуть, что наша компания зарегистрирована в Перми. 100% персонала компании – это жители города Перми и Пермского края. Все машины поставлены на учет в Перми, налоги все платятся в бюджет Пермского края и бюджет города Перми.

– Расскажите об инвесторах. Каков опыт этой компании в региональных перевозках?

– ООО «Автомиг» – разветвленная компания, имеет много филиалов по стране: в Москве, Ярославле, Рыбинске. Опыт работы в транспортной отрасли именно пассажирских перевозках довольно весомый. Всего в холдинге компании более 3,5 тыс. транспортных единиц техники.

– Какую долю рынка в результате конкурсных процедур удалось получить компании?

– Каждый день на улицах города Перми работает примерно 650 автобусов, из них 125 – это автобусы компании «Автомиг». Всего в парке у нас 135 автобусов, включая резерв. В автопарке 105 автобусов МАЗ-206 и 30 газовых автобусов «Lotos-105» 2020 года выпуска. Инвестиции в транспортную инфраструктуру города Перми по состоянию на 1 июня 2020 года составили 1,5 млрд рублей.

– Планируете участвовать в конкурсах, которые предстоят?

– Мы будем принимать участие в следующих конкурсах. Предстоит конкурс еще на несколько маршрутов. И если все сложится хорошо, планируем увеличить объем пассажироперевозок в городе Перми. У нашей компании есть планы инвестировать еще как минимум 600–700 млн рублей на покупку новых автобусов. У компании заключен долгосрочный договор с заводом МАЗ на поставку 800 автобусов. Я считаю, что МАЗ на территории СНГ – самый удачный пассажирский автобус.

Кроме дальнейшего обновления автопарка, «Автомиг» планирует инвестировать деньги в развитие газозаправочных станций. В Перми с этим большая проблема. В городе всего три подобных объекта, которые не справляются с потоком транспорта. Мы рассматриваем три площадки. Ведутся проектно-изыскательские работы. Рассказать более детально пока не готовы.

– Условия заключенных контрактов, предложенные мэрией Перми, сегодня более интересны для инвестиций?

– Сегодняшние условия существенно отличаются от того, что было раньше. Предприниматели работали от месяца к месяцу. Контракты были краткосрочными. Если раньше пределом мечтаний перевозчиков был контракт хотя бы на один год, то сегодня бизнесменам предлагают пятилетние контракты. Это основной фактор, заинтересовавший инвесторов. При таких условиях уже можно выстраивать экономику работы, дальнейшего развития предприятия и зарабатывания прибыли. Срок жизни автобусов – пять лет. Если при этом правильно эксплуатировать технику, то она приносит прибыль, и через пять лет эти автобусы можно продать в другие регионы, где нет таких жестких требований, и тоже получить прибыль. Или как минимум получить средства на первоначальный взнос для покупки новых автобусов, чтобы снова заявиться на этот конкурс. Что не устраивало пермских перевозчиков раньше? Тариф, постоянное изменение правил. Так вот сейчас абсолютно все равно, какой будет тариф. Сейчас нет предмета противостояния ни с чиновниками, ни с депутатами.

– Справедливо ли то, что в результате транспортной реформы с рынка ушли мелкие местные перевозчики, которые не смогли вложиться в обновление техники?

– Это реформа хороша для тех, кто смог выстроить стратегию. Не обязательно для крупных игроков. Те, кто сумел выиграть контракты, поняли, что они делают, не шли в эти короткие контракты на два-три месяца. Посчитали экономику, вложились в обновление подвижного состава, и теперь спокойно имеют контракт на пять лет. У нас серьезно поменялось федеральное законодательство. Мы сейчас работаем по так называемым брутто-контрактам. Он заключается под новые автобусы и не предусматривает возможности заключения договоров под старые машины. А пермские перевозчики с этим не хотят смириться.

Будем говорить честно, это не первый передел рынка. Бизнес есть бизнес – ничего личного. Те, кто не пожелал вложиться, в итоге проиграли. Некоторые участники рынка понадеялись, что Пермь никому не нужна и новых игроков не будет. Их расчет не оправдался. В результате многие игроки сократили объемы перевозок. Примерно 25% рынка оказалось в руках новых игроков.

– Какие сложности испытала компания при выходе на новый для себя рынок?

– С определенными проблемами столкнулись все перевозчики. Это касалось поставки новых автобусов. Несмотря на то что предоплата была сделана заранее, заводы не смогли выполнить взятые на себя обязательства в срок. У нас ситуация была немного проще. Заминка составила всего две недели. Самая большая сложность была в том, что за 20 дней пришлось создать предприятие численностью 500 человек. У меня была хорошая служба инженерно-технических работников. И когда мы выигрывали аукционы, появились специалисты в области эксплуатации диспетчеризации – за три недели собрали. Это было сложно, учитывая, что у иногородней компании были недоброжелатели. Но несмотря на помехи, 1 июня мы выехали. Первые три дня было сложно, но затем мы заработали в полную силу.

– Есть мнение, что при проведении конкурсов были пролоббированы интересы крупных компаний, в том числе и вашей. Справедливы ли эти обвинения?

– У нас такая ментальность: в наших бедах виноват всегда кто угодно, только не лично я. Этим объясняются все нападки. Сегодня мы работаем в суровых условиях. С самого первого дня работы на нашем предприятии не прекращаются проверки. Мы постоянно находимся под прессингом. Нет месяца, чтобы на нас не наложили какой-то штраф.

– За что штрафуют? Есть серьезные претензии качеству работы ООО «Автомиг»?

– Часть этих штрафов сегодня мы оспариваем в суде. Притом что все прекрасно понимают, что сегодня мы работаем в сложнейших условиях пандемии. Например, предприятие оштрафовали за то, что кондуктор отказалась показать сумку для проверки контрольно-ревизионной службе. Или пассажир зашел без маски – на перевозчика налагается штраф 100 тыс. рублей.

– Между тем претензии перевозчиков были небезосновательны и дело было рассмотрено в УФАС по Пермскому краю. Изменения, которые были в итоге внесены в конкурсную документацию, как-то повлияли на работу вашей компании?

– Весной этого года перевозчики выступили с предложением, чтобы в конкурсную документацию внесли такой критерий отбора, как опыт работы и наличие транспортных средств. Все были уверены, что если придет иногородний перевозчик, то будет открыто новое юрлицо с новой лицензией и, таким образом, это помешает новому игроку выиграть конкурсы. Но наша компания образована в 1996 году. Опыт работы колоссальный. В итоге именно этот пункт документации и вызвал негодование и был опротестован в УФАС. В конкурсную документацию было внесено изменение. Этот пункт исключили. Поэтому конкурсные процедуры сдвинулись примерно на 10–15 дней. Но в результате эти изменения никак не повлияли на работу нашей компании и на те преимущества, которые у нас были.

– Вы считаете, транспортная реформа рынка пассажирских перевозок оказалась удачной?

– Все очень здорово критикуют новую транспортную модель. Но я не считаю, что она такая провальная. Да, у нее много недостатков, хватает недоделок. Но теперь давайте представим ситуацию, если бы перевозчики работали по старому принципу. В городе пассажиропоток в связи с пандемией рухнул, и выручка упала практически на 40%. На сколько бы хватило мощности перевозчиков работать в этих условиях? Сейчас все говорят о том, что бюджет несет колоссальные убытки по транспортной отрасли. Я не считаю, что это убытки. Это средства, которые идут не на покрытие убытков транспортной отрасли, а на обеспечение равной транспортной доступности для жителей города Перми. Если бы сейчас все работали по старым правилам, перевозчики бы от маршрутов отказались. Проблема была бы гораздо серьезнее. Да, не все в этой реформе гладко. Но я считаю, что если создать комиссию, можно довести реформу до нормального состояния.

Вся лента