Психологические причины возникновения рака у женщин
В ТГУ и Челябинском онкоцентре установят, насколько это значимый фактор
Специалисты хотят определить, есть ли психологические различия между здоровыми женщинами и женщинами с диагнозом «рак молочной железы» и влияет ли место жительства на уровень заболеваемости.
Ученые давно изучают факторы, которые влияют на возникновение рака, и выяснили, что не существует единственной причины — есть множество факторов, которые в той или иной степени увеличивают риск возникновения этого заболевания. Это могут быть вредные привычки, неправильное питание, недостаточная физическая активность, загрязнение окружающей среды, наследственность, гормональная терапия, снижение иммунитета и другие. Традиционно изучаются биологические, медицинские факторы риска, однако существуют и психологические, которые тоже вносят свой вклад.
Чтобы выяснить, насколько велико влияние психологических факторов, ученые сформировали две большие группы респондентов. Одна — женщины с диагнозом «рак молочной железы», вторая — условно здоровые женщины, у которых в анамнезе нет онкологических заболеваний. Женщины проходят психодиагностику по ряду характеристик, но есть еще важный системный фактор, который изучает команда проекта,— это место жительства женщин.
— Промышленный мегаполис или сельская местность — ведь это и экология, и образ жизни, и различная культурная среда, разный уклад жизни, разные условия труда. Все это неизбежно влияет на организм. Мы хотим выявить, как связан этот сложный системный фактор с онкозаболеванием и психологическими особенностями женщин. Кто больше подвержен раку молочной железы? Отличаются ли психологические особенности женщин с диагнозом «рак молочной железы» в сельской местности от проживающих в промышленном мегаполисе? То есть различны ли психологические факторы риска онкозаболеваний для женщин, живущих в большом городе и в селе,— поясняет руководитель проекта, доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории психофизиологии факультета психологии ТГУ Диана Циринг.
В исследовании примут участие более 400 человек, проживающих в промышленном городе-миллионнике и в селе, в примерно равном соотношении. Все изучаемые факторы так или иначе связаны со способностью человека справляться с трудными жизненными ситуациями. Исследователи предполагают, что именно способность человека справляться с трудными ситуациями связана с более низким риском онкозаболеваний.
Междисциплинарный проект с финансированием около 4 млн руб. в общей сложности рассчитан на три года (начиная с 2020-го). В исследовании участвуют шесть ученых — это психологи и врачи, все они доктора или кандидаты наук. Как и в смежном проекте на грант РНФ, команда работает на базе Челябинского областного клинического центра онкологии и ядерной медицины, где вместе с врачами формируется выборка онкопациентов. Помимо психодиагностики женщины в онкоцентре часто получают и психологическую помощь от психологов-исследователей.
Лидия Рычкова, доктор медицинских наук, профессор кафедры «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование» факультета психологии Высшей медико-биологической школы Южно-Уральского государственного университета:
— Безусловно, психологические факторы наряду с другими играют значительную роль в возникновении онкозаболеваний, в том числе рака молочной железы. Женщинам очень важно иметь позитивные установки на сохранение собственного здоровья.
С точки зрения психологии одной их причин рака можно считать наличие и переживание глубокой душевной раны, старинной обиды, сокровенной, скрываемой от всех тайны или горя, которые не дают покоя, буквально могут пожирать человека. Также немаловажной причиной рака молочной железы можно считать сохранение чувства ненависти, неприязни, особенно к лицам мужского пола. Для предупреждения возможных онкологических заболеваний целесообразно изменить негативные установки и включить в свое мышление новые жизнеутверждающие взгляды и концепции.
Большой практический вклад в предупреждение онкологических заболеваний вносит одно из молодых научных направлений — позитивная психология и психотерапия, основателем которой является профессор Носсрат Пезешкиан, немецкий невролог, психиатр и психотерапевт. Направление позволяет работать непосредственно с проблемной ситуацией (онкологией), не углубляясь в детские паттерны поведения и давние психотравмирующие факторы. Терапия в короткие сроки может дать возможность избавиться человеку от тревожных мыслей, депрессии, неврозов, личностно-поведенческих расстройств, пока они еще не перешли в запущенную форму. Люди могут получить решение своей проблемы, сохраняя душевное равновесие, они учатся самостоятельно выходить из тяжелых ситуаций.
Позитивная психотерапия активно использует принцип «здесь и сейчас», который применяется и в других известных психотерапевтических направлениях, таких как нейролингвистическое программирование, психодрама, клиент-центрированная психотерапия, гештальт-терапия, недирективный гипноз и другие. Все эти направления используют внутренние ресурсы человека, помогая ему методиками извне. Большинство из них ориентированы не только на устранение симптоматики, но и самого заболевания. При этом предполагается активное вовлечение пациента в процесс работы над своим заболеванием; работа с человеком как с целостной системой, а не отдельными его мыслями, переживаниями, конфликтами. Несмотря на принцип «здесь и сейчас», вся психотерапия, включая позитивную, может помочь и научить справляться с онкологическими заболеваниями, позволяет быть ориентированными на будущее.
Исследование ученых из ТГУ актуально, имеет хорошее теоретическое обоснование, позволит исследовать систему убеждения женщин, их представления о себе и мире, оптимизм и пессимизм, уровень жизнестойкости, локус контроля. Данный проект является междисциплинарным, направлен на осуществление психологической поддержки онкобольным. Безусловно, зная психологические факторы, можно более эффективно работать над снижением рисков возникновения онкологических заболеваний, оказывая оптимальную помощь онкологическим больным.
Анастасия Таболина, доцент СПбПУ, экзистенциальный психолог:
— Психологические факторы играют значительную роль в возникновении психосоматических онкозаболеваний неясного генеза. В психотерапии онкозаболевания рассматриваются как «легализованная форма суицида» (читай, «мне больно, я не справляюсь, я принимаю решение войти в болезнь и уничтожить себя»). Аутоагрессивное поведение пронизывает всю психическую сферу онкобольного (когнитивную,
эмоционально-волевую и личностную). Часто заболевание можно вылечить, если вовремя прийти в терапию и посмотреть на источник проблемы в системном психологическом подходе, изучить наследственность, трансгенерационные семейные динамики, сложные непрожитые накопленные чувства и проч. В совокупности с медикаментозным лечением можно выйти на ремиссию. В настоящее время существует большое количество современных техник комплексной психотерапевтической помощи и поддержки. Однако важно помнить, что личная готовность пациента проходить немедикаментозную психотерапию играет ключевую роль в выздоровлении. Терапия — это активный обоюдный процесс как со стороны пациента (клиента), так и со стороны психотерапевта (психолога). Психотерапия не оказывается «внутривенно», важна личностная ответственность обоих участников процесса и готовность со стороны клиента идти в жизнь, в изменения, в присвоение опыта здоровых конструктивных моделей поведения и реагирования. Исцеление начинается с намерения.
Ольга Андреева, доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ:
— Мне кажется, это может быть интересным исследованием. Психологические факторы влияют, что доказано, на процесс протекания многих заболеваний, однако точную причинно-следственную связь выявить всегда сложно — слишком много задействовано факторов.
Поможет ли данное исследование сократить заболеваемость раком молочной железы и можно ли будет на основе этих данных лучше помогать тем, кто болен, будет во многом зависеть от результатов, которые будут получены. Но в любом случае выяснение факторов возникновения рака будет способствовать более эффективной психологической работе с больными и группой риска.