Бурятия вышла на локдаун
Какие регионы могут последовать примеру республики
Бурятия первой среди российских регионов ввела повторный локдаун. С 16 ноября в республике не работают непродовольственные магазины и общепит. Исключение сделали только для доставки и заказов навынос. Власти Бурятии признают, что система здравоохранения не справляется, но заверяют, что ограничения вводятся только на две недели. Какие регионы могут последовать примеру Бурятии? И стоит ли ждать локдауна в Москве? Разбирался Илья Сизов.
Почти 90% коек в Бурятии заняты, 25 тыс. тестов на коронавирус до сих пор не обработаны, медики работают на пределе возможностей — так глава региона Алексей Цыденов объяснил необходимость полного локдауна на две недели. Власти также говорят о дефиците препаратов в аптеках. Жители скупают антибиотики, которые врачи обычно назначают при коронавирусе, говорит бизнесмен из Улан-Удэ Александр Бардаханов. А узнав о локдауне, многие ринулись в торговые центры, чтобы подготовиться к зиме и жестким ограничениям.
«Вначале, конечно, никто ничего не соблюдал, но потом ситуация стала довольно-таки серьезной, заболевших много, люди стали более сознательными и начали надевать маски. Население паникует, что антибиотиков нет, скупается просто все. Судя по пабликам, в последние два дня перед закрытием все ринулись в торговые центры. У нас нынче аномально теплый ноябрь, и, видимо, теплую одежду многие купить не успели, так что торговые центры были переполнены. Знакомые говорят, что с плановой помощью тоже есть проблемы»,— рассказывает Бардаханов.
Ситуация в Бурятии неуникальна. Десятки регионов страдают от недостатка коек и врачей, отмечает ректор Высшей школы организации управления здравоохранением Гузель Улумбекова. И среди них, например — Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан и Дагестан. Без помощи федерального центра проблему не решить. А значит, не исключено, что региональным властям вскоре придется вводить локдаун, продолжает Гузель Улумбекова: «Чтобы развернуть дополнительный коечный фонд, естественно, потребуются ресурсы. Поскольку мест для больных мало, нужны врачи, единственное, что остается, — это жесткие ограничительные меры. Локдаун позволит сократить распространение вируса.
Если у нас более 50 случаев на 100 тыс. населения, то, конечно, нужны самые жесткие ограничительные меры, и людям придется объяснить это и потерпеть.
Понимая, что у меня недостаточно коек, врачей, я бы пошла в приемную правительства и просила бы деньги для своего региона, чтобы подготовиться. Это прямая ответственность губернаторов».
Многим регионам локдаун может оказаться не по карману. Власти субъектов, где основу экономики составляет сфера услуг, а не промышленность, едва ли решатся вводить жесткие ограничения, считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. По ее словам, позволить себе локдаун могут регионы, которые сильно зависят от федерального бюджета — в любом случае они получат помощь. Но, например, москвичам не стоит ждать полного закрытия города, как это было весной. «Речь идет о сервисах, непродовольственной торговле, люди перестают зарабатывать, и в пакете мер должен быть ответ на вопрос, как людям помогут.
Москва вряд ли будет вводить полный локдаун, потому что ее главный налог — НДФЛ. Если многие не будут работать, что будет с платежами?
Поэтому те, кто богаче и кто живет на НДФЛ, очень сильно подумают, прежде чем что-то сделать. Менее развитые регионы, у которых худо с медициной и у которых очень приличная дотационность, это сделать легче»,— говорит Зубаревич.
В Роспотребнадзоре сообщают, что заболеваемость продолжает расти в 25 регионах страны. И активнее всего это происходит в республиках Алтай и Карелия, в Мурманской области и Ямало-Ненецком автономном округе. Федеральные власти признают проблему. Причем, как заявил премьер Михаил Мишустин, ответственность за это лежит на губернаторах. Глава правительства призвал принимать ограничительные меры как можно быстрее, прежде чем ухудшится эпидимическая ситуация. Правда, смогут ли регионы рассчитывать на поддержку в случае полной остановки экономики, он не уточнил.
Как регионы намерены продолжать бороться с эпидемией
За последние сутки в России подтвердили почти 23 тыс. случаев COVID-19. Это максимальный показатель с начала пандемии. В Кремле в очередной раз заявили, что вводить полный локдаун на территории всей страны не планируется.