Госзакупки переходят на рыночные механизмы для решения проблемы задержки платежей
Внедрение рыночных механизмов контроля за платежами в закупочной деятельности — счетов эскроу и аккредитивов — постепенно начинает развиваться силами самих участников рынка, в частности банков. Такие схемы расчетов призваны обеспечить своевременную оплату со стороны заказчиков, а также профинансировать поставщиков по сниженной ставке, что становится все более актуальным на фоне «коронакризиса».
Госзакупки являются одним из наиболее стабильных секторов экономики, но далеко не каждая компания может позволить себе сотрудничество с госзаказчиками. Причина кроется в том, что для этого требуется первоначальный капитал (например, для обеспечительных платежей) и «подушка безопасности», позволяющая удержаться на плаву в случае задержки оплаты,— существующие сейчас риски появления просроченной дебиторской задолженности сдерживают приток как предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу, так и компаний-производителей, в том числе высокотехнологичных, в сферу закупок.
Решение этой проблемы пытаются найти сами участники рынка — в частности, начав внедрять аккредитивы и счета эскроу для контроля за платежами в закупочной деятельности госкомпаний. Эти механизмы должны сбалансировать интересы заказчика, которому порой требуется отсрочка платежей, и исполнителя, нуждающегося в своевременной оплате,— риски того, что одна из сторон не выполнит свои обязательства, нивелируются, поскольку банк становится гарантом оплаты выполненной работы. Так, заказчик открывает в банке аккредитив при заключении госконтракта, а после того как поставщик выполнил свои обязательства и представил подтверждающие документы, кредитная организация выплачивает положенные ему деньги — либо из собственных средств (с последующим возмещением заказчиком), либо со счета заказчика. При применении счетов эскроу заказчик вносит на них средства, которые будут списаны после подтверждения исполнения контракта поставщиком.
Успешные примеры уже есть. Так, применение аккредитивов в сделках клиентов Северо-Западного банка ПАО Сбербанк позволило заблаговременно подготовить инфраструктуру к зимнему периоду. Обычно затраты на такие закупки госкомпании несут сразу, но платежи от потребителей начинают поступать ближе к декабрю-январю, что приводит к кассовым разрывам и необходимости отсрочки платежа,— это ограничивает круг подрядчиков, готовых работать на таких условиях, и сказывается на их ценах. Использование же аккредитивов стало своеобразным компромиссом: подрядчик получил своевременную оплату, а заказчик — необходимую ему отсрочку за счет того, что контракт профинансировал сам банк.
Отметим, потенциал рынка закупок огромен — за последние пять лет доля размещенных госконтрактов (как в рамках закупок госкомпаний по 223-ФЗ, так и по закону о контрактной системе — 44-ФЗ) колебалась от 25% до 32% ВВП, и не исключено, что она продолжит расти. С учетом таких масштабов совершенствование системы расчетов с помощью аккредитивов можно рассматривать и как меру поддержки российской экономики в условиях «коронакризиса», причем без дополнительных затрат со стороны государства — за счет возможности профинансировать оборотный капитал бизнеса по сниженной ставке. Использование же счетов эскроу может снизить стоимость контракта или приносить дополнительный доход заказчику — за счет процентов от остатка средств.
Оба механизма хорошо известны рынку: аккредитивы применяются в коммерческих закупках, а счета эскроу используются для защиты средств граждан при покупке строящегося жилья (уже открыто более 215 тыс. таких счетов). Напомним, в 2019 году бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагал использовать в госзакупках счета эскроу — к проработке идеи подключился Сбербанк, предложив внедрять и аккредитивы. Обсуждение возобновилось в июне этого года — бизнес-омбудсмен Борис Титов направил премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с просьбой дать Минэкономразвития России поручение по обеспечению внедрения аккредитивов в пилотном режиме на базе госкомпаний. Премьер поручение дал — Минэкономразвития России пока прорабатывает свою позицию. Рассмотреть возможность внедрения счетов эскроу и аккредитивов предложено и Банку России — в сентябре омбудсмен направил главе ЦБ Эльвире Набиуллиной соответствующее письмо.
В бизнес-среде — в лице Экспертного совета четырех деловых объединений (РСПП, ТПП, «Опоры России» и «Деловой России») — идею поддержали. Как поясняет сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, «госкорпорации по-прежнему позволяют себе серьезные просрочки — вплоть до года», что негативно сказывается на бизнесе, который не может получить дешевое финансирование.
По данным бизнес-омбудсмена, по закону о закупках госкомпаний (223-ФЗ) каждый пятый платеж осуществляется с просрочкой более 30 дней. Подобная статистика лишний раз подтверждает актуальность внедрения рыночных механизмов контроля за платежами в закупках — и задействовать их уже позволяет использование аккредитивов. Это решает сразу две проблемы, позволяя не только обеспечить своевременные расчеты, но и облегчить доступ поставщиков к финансированию за счет сниженных ставок.