В конце тоннеля свет не забрезжил
Нижегородское метро ищет деньги на проведение технического аудита
Нижегородскому метрополитену требуется аудит всей технической инфраструктуры. Изучив коммерческие предложения, в МП «Нижегородское метро» оценили проведение обследования в 150 млн руб. Предприятие не спешит предоставить необходимое финансовое обоснование затрат и техническое задание для проведения аудита. В минфине Нижегородской области назвали сумму колоссальной, сообщив, что в коронавирусный период сокращения расходов такие траты практически невозможны. Руководство метро готово доказывать необходимость этих затрат.
МП «Нижегородское метро» запросило в бюджете 150 млн руб. на проведение полного аудита всей имеющейся у предприятия технической инфраструктуры, рассказал председатель комитета по транспорту и связи нижегородского заксобрания Владимир Солдатенков на заседании. В МП «Нижегородское метро» сообщили, что часть систем по закону нуждаются в плановой замене и модернизации. Если этого не произвести, в дальнейшем может быть ситуация, когда из-за неработающих систем придется закрывать некоторые входы в метро. Вопрос о техническом обследовании метрополитена назрел давно, и перед муниципальным предприятием была поставлена задача провести его самостоятельно. Однако в МП не нашлось ни соответствующих специалистов, ни инструментария. «После проведения аудита мы будем иметь объективную картину и полную информацию о техническом состоянии всей инфраструктуры метрополитена»,— пояснил депутат Солдатенков, предложив руководству муниципального предприятия пояснить, откуда появилась оценка в 150 млн руб. Гендиректор МП «Нижегородское метро» Олег Яушев рассказал, что подготовка к проведению полного технического аудита была новым опытом для предприятия, для формировании предварительной цены были взяты данные коммерческих компаний.
«Мы сами с этими вещами никогда раньше не связывались. От потенциальных аудиторов мы получили три предложения, в которых стоимость работ составила от 150 до 167,2 млн руб.
Срок проведения аудита составит не менее полугода без учета времени, которое потребуется на проведение конкурсных процедур. Будут проверены все инженерные системы и сооружения. Результаты позволят оценить объем необходимого ремонта и модернизации, выстроить очередность этих мероприятий и подсчитать материальные затраты»,— отметил руководитель метрополитена.
Министр транспорта Нижегородской области Николай Саватеев заявил, что на протяжении года не мог получить ответа на вопрос по поводу ценообразования. «Метрополитен жизненно важен для транспортной инфраструктуры, а деньги, выделяемые на аудит, должны сразу пойти в дело. Но никакого обоснования для выделения этих средств, никакого технического задания для проведения аудита я так и не увидел. Если мы сейчас выйдем с инициативой выделить эти средства без имеющихся оснований, сначала к минтрансу появятся вопросы у министерства финансов, а потом — у контрольно-счетной палаты». Министр финансов области Ольга Сулима добавила, что считает сумму в 150 млн руб. на проведение аудита метро колоссальной: «У меня даже волосы зашевелились, когда я ее услышала. Обосновать ее будет практически невозможно». Она рассказала, что за годы своей карьеры успела поработать в такой крупной компании, как ЛУКОЙЛ, но там максимальная стоимость технического аудита составляла не более 30–40 млн руб. «У нас бюджет в 2021 году сверстан с предельным дефицитом в 15 млрд руб., искать каждую лишнюю копейку в нем будет очень сложно.
Нам нужно как-то пережить следующий год, который будет значительно сложнее. Неизвестно, как себя поведет коронавирус и как будут работать предприятия, если вообще будут...»— сообщила министр.
По мнению Николая Саватеева, в сложных финансовых условиях средства на проведение аудита, скорее всего, придется привлекать в виде заимствований и за них придется платить проценты, что будет являться дополнительной нагрузкой на областной бюджет. «Мне кажется, если подготовить нормальное техническое задание, эти цифры можно будет сократить»,— уверен министр. Он поручил руководству городского департамента транспорта и метрополитену «за сутки наверстать год, который был упущен», и к вечеру 17 ноября подготовить необходимые обоснования для технического аудита. Господин Саватеев считает, документы эти у муниципалитета должны быть — МП «Нижегородское метро» должно было сверяться с ними, когда собирала коммерческие предложения на проведение аудита. Вечером того же дня пакет документов должен быть предоставлен на рассмотрение минтранса.
Подводя итог обсуждения, Владимир Солдатенков заявил, что по итогам совещания в минтрансе необходимо будет срочно решать вопрос с выделением средств на проведение аудита. Кроме него и последующих за этим работ у метрополитена есть первоочередные расходы на обеспечение транспортной безопасности и поддержание своей работоспособности. Отметим, что общий запланированный объем расходов метро на 2021 год составляет 2,045 млрд руб., а его собственные доходы почти вчетверо меньше — 577,9 млн руб. В результате без господдержки областного бюджета запланированный убыток предприятия может составить 1,47 млрд руб. Пока не очень понятно, в каких объемах будут компенсированы выпадающие доходы МП «Нижегородское метро». Вероятно, на эти цели Нижний Новгород может направить 800 млн руб., планировавшихся для покрытия расходов «Нижегородпассажиравтотранса», который передается в собственность региона.