Сокращения поставили на старт
Белый дом начал реформу госаппарата
Правительство проведет реформу госслужбы: установит единые стандарты структуры центральных аппаратов и территориальных органов исполнительной власти, а также сократит число их сотрудников. Это позволит прекратить разрастание ненужных подразделений, а также повысить уровень оплаты труда чиновников. По мнению экспертов, реформа действительно позволит сделать госслужбу более управляемой и эффективной, если будут достигнуты все ее цели.
Сегодня премьер-министр Михаил Мишустин подписал два постановления по оптимизации числа госслужащих, таким образом дав старт новой административной реформе российского правительства. Она будет реализована с 1 января по 1 апреля 2021 года, до конца этого года все федеральные ведомства должны будут представить свои предложения по сокращению в правительство.
Как ранее писал “Ъ”, в 2021 году запланировано сократить 5% центральных аппаратов министерств и ведомств и 10% штатов территориальных органов.
В основном сокращать будут незаполненные вакансии, которых в министерствах (по расчетам на март 2020 года) — 18,7%, в службах — 22,5%, в агентствах — 14,3%, притом что центральные аппараты нужно сократить на 5%.
Главная цель реформы — создать госслужбу, соответствующую современным стандартам, а также повысить для нее уровень оплаты труда. Это произойдет за счет направления сэкономленных в ходе реформы средств на повышение общего уровня зарплат. При этом предполагается также изменить их структуру, увеличив постоянную и сократив переменную часть.
Как следует из пресс-релиза Белого дома, ключевым отличием предстоящей оптимизации по сравнению с сокращением, проведенным при президенте Дмитрии Медведеве, будет не столько равномерное сокращение вакансий в федеральных органах исполнительной власти, сколько приведение предельной (и во многом исторически сложившейся) численности в соответствие осуществляемым функциям и полномочиям, а также упорядочение и введение единых нормативов для их структурных подразделений.
Необходимость таких мер вызвана существующей в ведомствах тенденцией создавать множество небольших по численности структурных подразделений, в результате чего, в частности, в некоторых федеральных службах на одного «рядового» гражданского служащего приходится до 0,4 руководителя.
Как отмечает директор Центра развития государственной службы Высшей школы экономики Николай Клищ, еще одной причиной для сокращения числа госслужащих выступает внедрение информационных систем, за счет консолидации обеспечивающих функций и происходящей цифровизации в государственных органах. «Это серьезный шаг к "умной" оптимизации численности гражданских служащих, который, с одной стороны, упорядочивает внутреннюю структуру управления и вводит четкие нормативы, а с другой стороны, увязывает предельную и фактическую численность с реальными потребностями на осуществление функций и полномочий»,— говорит он.
При этом, как говорит руководитель направления «Цифровое развитие» ЦСР Александр Малахов, важно отследить, чтобы реформа реально создала мотивацию для привлечения качественных кадров на госслужбу — и на все звенья, не только высшие. «В данной реформе планируется сократить количество незанятых ставок, но бюджет на оплату труда при этом должен остаться без изменений и быть использован для перераспределения в целях выравнивания неравенства. Тем нужнее сутевой, а не формальный контроль за реализацией поставленных задач»,— отмечает он.