Автомобиль не роскошь, а средство оздоровления
Мэра Москвы убеждают остановить расширение платного паркинга на время пандемии
75 муниципальных депутатов Москвы от имени автомобилистов просят столичного мэра Сергея Собянина отложить хотя бы на время пандемии расширение платных парковок в городе и разрешить советам депутатов самим решать судьбу районных паркингов. Авторы обращения ссылаются на заявление главы Роспотребнадзора Анны Поповой о том, что большинство заражений коронавирусом происходит в общественном транспорте. Исходя из этой логики, утверждают авторы письма, нужно стимулировать граждан пользоваться личными авто на время коронавирусных ограничений. Мэрия Москвы такой подход не разделяет.
Обращение к Сергею Собянину (текст есть у “Ъ”) за подписью 75 муниципальных депутатов 30 столичных районов (в том числе Бутырского, Тимирязевского, Академического, Измайлово, Черемушек, Гагаринского) и членов сообщества автомобилистов «Синие ведерки» направлено в мэрию 16 ноября. Авторы просят приостановить расширение платной парковки в городе. В октябре московский дептранс обратился в советы депутатов округов Войковский, Савеловский, Кунцево, Преображенское, Бутырский с предложением поддержать очередное точечное расширение платных зон (копии писем опубликованы в сети, упоминаются улицы Нижняя Масловка, Бутырская, Маршала Сергеева, площадь Савеловского вокзала и т. д.). Сроки нововведений и тарифы пока неизвестны. Авторы обращения к мэру ссылаются на заявление главы Роспотребнадзора Анны Поповой, которое та 6 ноября сделала в эфире телеканала «Россия-1»: заражение коронавирусом чаще всего происходит в общественном транспорте.
«Очевидно, что личный автомобиль является наиболее безопасным видом передвижения, и город должен быть заинтересован в том, чтобы стимулировать горожан в возможности его использования в период пандемии»,— говорится в обращении.
Сергея Собянина также просят наделить советы депутатов полномочиями определять судьбу районных парковок, оставив за дептрансом право лишь выступать с рекомендациями по изменению парковочного пространства. Сегодня, пояснил “Ъ” депутат Мосгордумы Евгений Ступин (КПРФ), дептранс решения принимает самостоятельно, направляя соответствующие письма в советы депутатов, чтобы «частично снять с себя ответственность». Все «инициативы о платности» должны исходить снизу, говорит координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов, это повысит уровень доверия горожан к мундепам и интерес к местным выборам. Ассоциация независимых депутатов Москвы (АНД) 16 ноября направила в мэрию похожее обращение, рассказал “Ъ” глава АНД Андрей Морев, которое подписали 69 мундепов. «Концептуально мы с "Ведерками" говорим об одном и том же, но мы акцентируем внимание на передаче полномочий мундепам решать судьбу платных парковок на местных и районных улицах,— пояснил он.—
В некоторых районах платная парковка — это благо, но не везде. Такие решения должны приниматься в максимальном взаимодействии с гражданами».
Платные парковки в Москве, напомним, действуют с 2012 года, за восемь лет с автомобилистов в качестве оплаты собрано более 33,9 млрд руб. В последние годы дептранс Москвы расширяет платную зону точечно — последний раз это произошло 17 февраля 2020 года (добавилось 80 улиц в 16 районах, включая Митино, Новогиреево, Внуково и т. д.). Часть горожан пытается этот процесс остановить, но, как правило, безрезультатно. Во время пандемии у противников платных зон появился дополнительный аргумент: в октябре совет депутатов района Останкинский уже обращался к Сергею Собянину с просьбой отменить платные парковки, ссылаясь на то, что личный транспорт безопаснее общественного, но в дептрансе Москвы идею не поддержали.
Администрации других российских городов также вводят новые платные парковки во время пандемии. В Перми, например, платная зона расширяется в конце ноября, в декабре новые платные машиноместа появятся на улице Рубинштейна в Санкт-Петербурге.
В июне вице-мэр Максим Ликсутов говорил, что личный автомобиль граждане ошибочно считают самым безопасным во время пандемии. «Риск заражения при выходе из авто, в местах близкого контакта с другими людьми и поверхностями, например, в небольших магазинах, офисах, подъезде или лифте, остается высоким,— заявлял чиновник.—
Ощущение безопасности в своей машине влияет на то, что многие просто перестают соблюдать простые правила защиты, так как думают, что защищены автомобилем».
В ответе на запрос депутатов района Останкино (копия ответа от 3 ноября есть у “Ъ”) дептранс пишет, что платные парковки являются «механизмом мягкого регулирования трафика», позволяющим обеспечить свободные места для резидентов. Отмена платности может привести как к «стимулированию дополнительных поездок граждан, так и ухудшению дорожно-транспортной ситуации в целом».
На участках улиц, упомянутых в письмах, могут появиться отдельные места для резидентов (остальные машины не смогут там парковаться даже за деньги), а не полноценные платные зоны, пояснили “Ъ” в пресс-службе дептранса, подчеркнув, что решений на этот счет еще не принято. «Платная парковка вводится только там, где резидентам сложно парковаться,— говорят в ведомстве.— Как правило, это места рядом с точками притяжения транспорта, например, торговыми или бизнес-центрами, где приезжающие на машинах посетители занимают все места. Наша цель не заработать, места для резидентов — бесплатны. Наша цель — сделать так, чтобы они могли парковаться». Конкретных примеров в транспортном ведомстве не называют, но, по данным “Ъ”, рассматриваются участки на улицах Викторенко и Острякова (около Финансового университета при правительстве РФ), на Симферопольском бульваре (у Москворецкого рынка), в Волоколамском проезде и на Летной улице (у стадиона «Открытие Арена»).
В Италии, Великобритании и Австралии власти отменяют платную парковку
Ряд городов временно снимают ограничения для автомобильного транспорта. Мэрия Рима с 14 ноября по 3 декабря приостановила действие системы ограниченного въезда в исторический центр города и отдельные его районы. «Эта мера была принята для облегчения передвижения по городу во время фазы чрезвычайной ситуации в области здравоохранения»,— говорится на сайте мэрии. Администрация итальянской Падуи сделала бесплатной парковку в историческом центре с 14:00 на 255 парковочных мест. Власти британского города Харрогейт (графство Северный Йоркшир) до 2 декабря также сделали бесплатными все городские парковки, в британском городе Суонси (Уэльс) администрация решила снизить стоимость стоянки. В австралийском городе Перт с 1 декабря по 31 января 30 городских парковок переводятся в бесплатный режим — власти приняли решение для поддержки бизнеса и торговли на время пандемии. Мэрия Мельбурна предложила понизить цену на парковку. «Некоторые люди могут опасаться пользоваться общественным транспортом, и пока эта уверенность не вернется, мы рассматриваем возможность удешевления парковки»,— заявила глава города Сэлли Кемп.