Диалога хватило на неделю
Ливийский форум в Тунисе оставил больше вопросов, чем дал ответов
Ливийcкий форум политического диалога, проходивший в Тунисе под эгидой ООН, был неожиданно прерван сразу после новостей о первых успехах в работе. Среди достижений — решение о проведении выборов в конце следующего года. Впрочем, уже сейчас высказываются сомнения, что ливийские политики успеют к ним подготовиться. Нет ясности и в том, кто будет руководить Ливией в переходный период. Но главное: далеко не все ливийцы доверяют делегатам форума и готовы признавать принимаемые ими решения.
Первый раунд Ливийского форума политического диалога неожиданно был прерван вечером в воскресенье без объяснения причин. Изначально так и предполагалось, что первый раунд диалога в пригороде тунисской столицы Гаммарте будет идти неделю, но затем появились сообщения, что работа форума продлена до 20 ноября. И вдруг все закончилось гораздо раньше. Правда, и. о. спецпредставителя генсека ООН по Ливии Стефани Уильямс пообещала, что диалог продолжится через неделю, правда, уже в виртуальном формате, в режиме видеоконференции. По ее словам, наметился «чрезвычайно хороший» прогресс в переговорах: 75 делегатов форума смогли договориться о проведении национальных выборов 24 декабря 2021 года, а также о шагах, которые должны предварять это событие. Кроме того, есть договоренность о представительстве женщин и молодежи в органах власти. Теперь предстоит выбрать добровольцев для формирования комитета, который будет работать над «конституционной основой выборов». Госпожа Уильямс подчеркнула, что «десятилетний конфликт нельзя разрешить за одну неделю».
Среди главных нерешенных проблем — формирование переходной администрации, которая должна управлять страной до выборов.
Речь идет как о президентском совете, так и о временном правительстве. Совет должен состоять из руководителя и двух его заместителей, представляющих все три региона Ливии (Триполитанию, Киренаику и Феццан). Глава правительства и два его заместителя также должны быть из разных регионов. И хотя Стефани Уильямс утверждала, что до обсуждения имен еще не дошло, СМИ, аккредитованные на форуме, сообщили, что его работа прервана как раз из-за споров на эту тему. Так, источники «РИА Новости» утверждают, что госпожа Уильямс пыталась склонить участников форума к голосованию по членам президентского совета, главе правительства и двум его заместителям уже в ночь на понедельник. В итоге больше половины делегатов форума потребовали от миссии ООН отложить голосование на высшие руководящие должности в стране до 15 декабря. По информации катарского телеканала «Аль-Джазира», делегаты не смогли договориться даже о принципах отбора в президентский совет, не говоря уж о потенциальных кандидатах. Например, представители востока страны настаивают, чтобы совет возглавил нынешний спикер Палаты представителей Агила Салех, что пока не нашло всеобщее одобрение. В то же время источники «Аль-Арабии» утверждают, что между участниками диалога была достигнута договоренность относительно распределения новых должностей. В частности, представители Триполитании отказались от поста председателя президентского совета в пользу Киренаики при условии, что за ними останется пост премьер-министра.
На фоне столь противоречивых сообщений в ливийских соцсетях и СМИ появилась информация о попытках подкупа делегатов со стороны представителей тех или иных ливийских политиков, чтобы добиться их включения в «руководящий список».
Миссия ООН пообещала расследовать эту информацию. Тем не менее, многие ливийцы продолжают требовать прозрачности в работе форума. До сих пор нет ясности, по какому принципу отбирались делегаты, что дает основания для взаимных претензий сторон.
Кроме того, продолжаются споры на тему — на основе какой конституции должны проходить выборы. Звучат призывы к Высшему государственному совету принять конституцию до проведения выборов. Появились заявления, что референдум по конституции возможен уже в феврале. Конституционный вопрос обсуждается не только в Тунисе, но и на других переговорных треках. Скорее всего, делегатам форума представят уже готовое решение. Впрочем, все последние попытки разработать новую конституцию Ливии в отводившиеся для этого сроки терпели крах. И это вызывает сомнения в возможности проведения выборов в декабре.
Еще один сложный вопрос — вывод иностранных войск и наемников из Ливии. Речь идет о турецких военных, сирийских наемниках, воюющих как на стороне Триполи, так и востока Ливии, а также о российских «ЧВК» и суданцах.
Пункт о выводе наемников зафиксирован в соглашении о прекращении огня, принятом в конце октября в Женеве военным комитетом «5+5», в который входят представители обеих сторон конфликта. Но это не значит, что обе стороны готовы выполнять этот пункт. Тем более многое здесь зависит не от них, а от стран-покровителей. Их позиция может существенно осложнить и процесс формирования правительства.
«Одна из трудностей в создании единого правительства национального единства, признанного по всей Ливии, связана с согласованием поста министра обороны. Даже если появится один верховный главнокомандующий ливийскими войсками, все равно на месте останутся постоянные турецкие и российские военные базы и эмиратские офицеры»,— написал в своем Twitter исследователь по ливийской проблематике в нидерландском Институте международных отношений «Клингендаль» Джалял Харшауи.
Поэтому пока ООН работает над тем, что удается решить без громких споров. Сразу после завершения работы форума Стефани Уильямс отправилась в ливийский город Брега, чтобы обсудить с представителями обеих сторон конфликта объединение охраны нефтяных объектов, что также обозначено в соглашении о прекращении огня. В поездке ее сопровождал глава Национальной нефтяной корпорации Мустафа Саналла. В ходе визита госпожа Уильямс еще раз подчеркнула, что «соглашение о прекращении огня выполняется, на военном направлении наблюдается прогресс».
«В очень сложных условиях, когда мы еще боремся с пандемией коронавируса, и под огромным давлением изнутри и за пределами Ливии 75 участников форума добились нескольких важных результатов. Тем не менее мы находимся пока в начале реализации разработанной ими дорожной карты. Следующий шаг — назначение и утверждение президентского совета и премьер-министра — будет критически важным. Именно он даст возможность реализовать дорожную карту, согласованную в Тунисе. Региональные и международные игроки должны поддержать результаты встречи в Тунисе, чтобы вернуть Ливию ливийцам»,— сказал “Ъ” директор по Ближнему Востоку и Северной Африке Центра гуманитарного диалога Ромен Гранджан. Он также добавил, что оптимизм ему внушает тот факт, что боевых действий в Ливии нет уже несколько месяцев.