Крестом и МИДом
Россия стягивает в Закавказье международные силы
Москва считает важным, чтобы в зоне конфликта в Закавказье присутствовали не только российские миротворцы, но и международные организации, включая структуры ООН. Об этом во вторник заявил глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам встречи с главой Международного комитета Красного Креста (МККК) Петером Маурером. По мнению российской стороны, это позволит эффективнее решать гуманитарные задачи, включая возвращение перемещенных лиц, обмен пленными и защиту культурного наследия. Накануне российские эксперты обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой защитить уникальные карабахские памятники.
Сергей Лавров во вторник принял первого зарубежного гостя после своего выхода из самоизоляции (министр ушел на карантин в конце октября, после того как стало известно, что он контактировал с COVID-инфицированным). Глава МККК швейцарец Петер Маурер прилетел в Москву, чтобы обсудить гуманитарную ситуацию в Закавказье, но стороны уделили внимание и другим проблемным регионам, прежде всего Донбассу и Сирии.
Карабахский конфликт в документах и соглашениях
МККК, напомнил в ходе пресс-конференции по итогам переговоров Петер Маурер, работает в зоне Нагорного Карабаха с начала 1990-х. Однако с учетом недавнего обострения конфликта и последовавших событий, приведших к вводу в регион российских миротворцев, организации необходимо подстроить свою работу под новые реалии.
Особое внимание МККК в ближайшее время планирует уделить непосредственно пострадавшим от вооруженных действий и людям, которые были вынуждены покинуть свои дома, но сейчас возвращаются в них.
Организация поставит в регион лекарства, продукты питания, средства гигиены, одежду. Еще одно направление работы — содействие в обмене военнопленными, поиске и обмене телами погибших. Петер Маурер заявил, что Красный Крест надеется нарастить возможности для работы в регионе и рассчитывает, что российские вооруженные силы помогут обеспечить безопасность для работы на местах. В организации горячо приветствовали договоренность о прекращении огня между Арменией и Азербайджаном, достигнутую в ночь на 10 ноября при посредничестве России. Из МИДа швейцарец отправился на переговоры в Минобороны и Минздрав РФ.
Между тем из выступления Сергея Лаврова следовало, что, по мнению Москвы, к решению гуманитарных проблем в Карабахе должны подключиться и другие международные структуры, прежде всего подразделения Организации Объединенных Наций. «Я имею в виду Управление верховного комиссара по делам беженцев, Управление по координации гуманитарных вопросов, и, конечно же, в Нагорном Карабахе остро стоят также задачи сохранения культурного наследия. И здесь свою роль могла бы сыграть ЮНЕСКО»,— уточнил он.
Судьбой культурного наследия Карабаха озабочены не только в МИДе. На сайте «Архнадзора» появилось коллективное письмо российских историков и искусствоведов, адресованное Владимиру Путину. Подписанты призывают президента «спасти карабахские памятники». 14 ноября Владимир Путин обратил внимание своего азербайджанского коллеги Ильхама Алиева на то, что в районах, которые в соответствии с трехсторонним заявлением по Нагорному Карабаху возвращаются Азербайджану, расположены христианские храмы и монастыри, подчеркнув важность обеспечения сохранности и нормальной церковной жизнедеятельности этих святынь. Президент Азербайджана заверил его, что храмы будут охраняться государством, а верующие будут иметь к ним доступ.
В тот же день монастырь Дадиванк (в Кельбаджарском / Карвачарском районе, вне линии разведения сторон) был взят под охрану российскими миротворцами. «Однако неизвестно, на какой срок, поскольку, согласно трехстороннему заявлению, район должен быть передан азербайджанской стороне 25 ноября»,— волнуются авторы обращения. Они напоминают: «На территориях, как подлежащих передаче азербайджанской стороне, согласно трехстороннему заявлению, так и перешедших под ее контроль в результате военных действий, среди десятков памятников искусства расположены выдающиеся ансамбли античной и христианской армянской культуры, представляющие мировую ценность». И предупреждают: «Заверения президента Азербайджанской Республики вселяют надежду на сохранение наследия Нагорного Карабаха; однако трагический опыт этноконфессиональных конфликтов последних десятилетий на Балканах, Кавказе и Ближнем Востоке свидетельствует, что политических деклараций сторон недостаточно для предотвращения вандализма на местах в условиях нерегулярных боевых действий, исхода и перемещения населения, присутствия третьих сил». Историки призывают власти РФ, во-первых, организовать миссию по спасению объектов культурного наследия Карабаха по аналогии с действиями российских сил в Сирии, а во-вторых, способствовать тому, чтобы стороны конфликта подписали соглашение о защите культурных ценностей. Мониторить его выполнение могли бы представители ЮНЕСКО, как уже было в Косово.
Для активного вовлечения структур ООН может потребоваться более выраженная поддержка российской миротворческой миссии и достигнутых договоренностей со стороны Совета Безопасности.
На прошлой неделе Сергей Лавров сказал в ходе пресс-брифинга, что Россия «предложила в СБ ООН поприветствовать достигнутые договоренности о прекращении огня». По информации источников “Ъ”, пока нет ясности относительно того, в какой именно форме и когда это будет сделано. Россия обсудит этот вопрос с сопредседателями Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха — США и Францией, которые являются постоянными членами Совбеза ООН.