Роман с театром
Умер Роман Виктюк
На 85-м году жизни от осложнений коронавирусной инфекции скончался выдающийся театральный режиссер, народный артист России, основатель и художественный руководитель московского театра своего имени Роман Григорьевич Виктюк.
Роман Виктюк
Фото: Андрей Луковский, Коммерсантъ
Роман Виктюк — уроженец Львова. Именно там, в городе, стоящем на перекрестке разных культур, нужно пытаться искать истоки того уникального театрального языка, на котором говорил режиссер Виктюк и благодаря которому он стал одним из самых оригинальных, витальных и свободолюбивых мастеров позднесоветского и российского театра. Элегантность, музыкальность, лукавство, пряность, пластичность, обаяние, неуловимость, пафос, романтизм — произвольно подставьте к этим существительным прилагательные «украинский», «польский», «австро-венгерский», а хоть бы и не менее законные во Львове «русский» и «еврейский», и, может быть, вы получите приблизительную формулу этого коктейля, которым никак не могло напиться не одно поколение зрителей.
О театре он мечтал еще в детстве: ставил спектакли в школе и в театральной студии Львовского дворца пионеров. Потом с первой же попытки поступил на актерский факультет в ГИТИС, где среди его учителей были Завадский и Эфрос. Получив диплом, Виктюк вернулся актером во Львовский ТЮЗ. Но вскоре он решает стать режиссером — ставит сначала в своем театре, потом в Киеве, в Калининском ТЮЗе, в вильнюсском Русском театре. Наконец, в середине 70-х ни на кого не похожий (и потому для властей какой-то подозрительный) львовянин попадает в столицу, и первым его бесспорным успехом становится «Царская охота» Леонида Зорина в Театре имени Моссовета с Маргаритой Тереховой в главной роли.
Через год он ставит «Уроки музыки» Людмилы Петрушевской — не в каком-то гостеатре, а в студенческом театре МГУ. Этот спектакль как «идеологически опасный» прошел всего несколько раз, но вошел в историю как точнейший художественный портрет советской цивилизации, свидетельство абсурдности и деформации жизни.
Вообще, из двух с половиной сотен спектаклей, поставленных Виктюком, несколько стали не просто общепризнанными, но поворотными, маркировавшими слом эпох.
Списки могут варьироваться в зависимости от угла зрения, но кроме «Уроков музыки» в них могут войти и «Квартира Коломбины» в театре «Современник» — поэма о любви «маленьких людей» и о неумении любить, и «Рогатка» Николая Коляды — формально первая публичная постановка пьесы о гомосексуализме, но по сути — высказывание о человеческой свободе, и «М Баттерфляй» — скандальная история трансвестита, возвестившая о приходе в Россию эпохи глобальной массовой культуры, рядящейся в псевдоэстетские одежды.
И конечно, «Служанки» по пьесе Жана Жене — самый знаменитый спектакль Романа Виктюка, много раз менявший адреса и актерские составы, перерождавшийся и возрождавшийся, идущий до сих пор. История, в которой женские роли играли мужчины, была для русской сцены чем-то большим, чем бесстыдной демонстрацией запретного.
«Служанки» стали окном в другой мир, своеобразным прорывом через железный занавес (псевдо)психологического театра — туда, где театру разрешено не только «воспитывать» и грустить о вечном, но и соблазнять, дразнить, томить и морочить.
Актрисы в его биографии — особая тема. Он дарил бенефисы многим из них, вступающим в «переходный», самый трудный для них возраст. Драматургия могла быть иногда случайной, не лучшего качества, но тема неувядающего желания непременно проходила через эти спектакли, связывая невидимой «виктюковской» нитью таких разных Аллу Демидову и Лию Ахеджакову, Валентину Талызину и Аду Роговцеву, Алису Фрейндлих и Ирину Мирошниченко, Татьяну Доронину и Эру Зиганшину, Наталью Макарову и Елену Образцову… Каждой из них режиссер умел подарить чувство свободы, щемящее ощущение проводов молодости, несущих столько же грусти, сколько облегчения.
Свой театр Роман Виктюк организовал в начале 90-х. Потом компания много лет мыкалась по съемным площадкам и гастролям, ждала окончания ремонта клуба имени Русакова. Прекрасно, что режиссер все-таки успел не только въехать с театром в новый дом, но и насладиться несколькими годами оседлой жизни. Но на самом деле весь свой театр он всю жизнь носил с собой и в себе. Мало кто мог соперничать с ним в готовности к вдохновению и творческому возбуждению. Он умел очаровывать и увлекать, как никто другой, не выносил уныния, и даже если впадал в пафос, то выглядел он у Виктюка артистично и обаятельно. На репетиции режиссера знатоки стремились пробраться не меньше, чем на премьеры: пробы он превращал в отдельные спектакли, полные юмора, артистизма, специфической лексики — но все было буквально пропитано любовью к актерам, к самой игре как сути и смыслу жизни.
О нем слагались и ходили легенды. В 90-е у студентов ГИТИСа была любимая забава — регулярно звонить Роману Григорьевичу и слушать запись на автоответчике: Виктюк менял поэтические приветствия чуть ли не каждый день. Отдельная история — про невероятную коллекцию ярких пиджаков Виктюка, многие из которые он покупал специально для ритуального появления на поклонах — выбегал с артистами не только на премьерах, как принято, но и на всех своих спектаклях, если был в театре. А без театра он не мог. Поэтому приезжал и репетировал, хотя анамнез требовал в этот ужасный год беречься и запираться дома. Но беречься — это не про Виктюка.
Фотогалерея
Жизнь и творчество Романа Виктюка
Роман Виктюк родился 28 октября 1936 года во Львове. Его родители были учителями. Уже в школе он сделал свои первые шаги к будущей профессии: ставил небольшие спектакли с одноклассниками. В 1956 году Виктюк окончил ГИТИС, где учился на отделении актерского мастерства
Фото: Савельев / РИА Новости
Карьеру Роман Виктюк начинал в Киевском и Львовском ТЮЗах. Кроме того, он преподавал в студии Театра имени Франко в Киеве. Первой режиссерской работой Виктюка стал спектакль «Все это не так просто» по пьесе Ивана Шмелева, его премьера состоялась на сцене Львовского театра юного зрителя. Там же с успехом шли его постановки «Город без любви» (по пьесе Устинова) и «Дон Жуан»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
В 1970-м Виктюк стал ведущим режиссером в Русском драматическом театре Литовской ССР. В этот же период он начал сотрудничать с театрами по всему Советскому Союзу. В частности, в Театре имени Моссовета поставил «Царскую охоту», во МХАТе — «Муж и жена снимут комнату» и «Татуированная роза». В студенческом театре МГУ он режиссировал постановку «Утиная охота» Александра Вампилова и «Уроки музыки» Людмилы Петрушевской. Последний спектакль был снят с показа и запрещен
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
В 1988 году в «Сатириконе» Роман Виктюк поставил, как признают критики, свой самый известный спектакль — «Служанки» по пьесе Жана Жене. В работе над постановкой принимали участие хореограф Алла Сигалова, музыкант Асаф Фараджев, актеры Константин Райкин, Николай Добрынин, Александр Зуев. Этот спектакль принес Виктюку всемирную известность и впоследствии был поставлен в Швеции, Финляндии, США, Италии, Греции, Израиле
На фото: с актрисой Ириной Апексимовой
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
«Я служил во время тоталитарной системы, я пережил всех главных вождей тоталитаризма. Но я могу с радостью сегодня сказать, что я не поставил ни одного спектакля, который бы обслуживал систему. А ставил я во всех главных театрах страны, главным образом в Москве»
Фото: Коммерсантъ / Наталья Логинова
В 1991 году спектаклем «М. Баттерфляй» открылся Театр Романа Виктюка. Новые театральные приемы, эпатажные костюмы, пластика актеров вызывали споры и в профессиональных кругах, и у зрителей. В том же году театр под руководством Виктюка получил свое здание, а чуть позже и статус государственного
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
В театральной среде за Романом Виктюком закрепился имидж режиссера-эксцентрика. В репертуаре его театра провокационные спектакли: «Лолита» по роману Владимира Набокова, «Философия в будуаре» по диалогам маркиза де Сада, «Путаны» Нино Манфреди, «Саломея» по Оскару Уайльду, «Заводной апельсин» по роману Энтони Бёрджесса. Всего Виктюк поставил около 200 спектаклей
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Кроме театра, Роман Виктюк работал в кино. На его счету несколько режиссерских работ в полнометражных проектах, которые, однако, не стали популярными. Режиссер работал также над телевизионными фильмами и документальными картинами
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»
Роман Виктюк не занимался политической деятельностью, но регулярно высказывался о происходящих событиях. В частности, в 2012 году он подписал открытое письмо с призывом к освобождению участниц группы Pussy Riot и был готов поручиться за них
Фото: Коммерсантъ / Василий Шапошников
«Каждый спектакль — это ребенок. Родители всегда обожают всех детей»
На фото: премьера «Снов Ивана Бездомного» по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в постановке Романа Виктюка, 2005 год
Фото: Коммерсантъ / Виктор Баженов
Роман Виктюк — заслуженный деятель искусств РФ, он также признан народным артистом Украины и России. Среди режиссерских наград мэтра — престижная премия Maratea Центра европейской драматургии и международная премия Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии. Критики из США включили Виктюка в список «50 людей мира, которые повлияли на вторую половину ХХ века»
Фото: Коммерсантъ / Павел Смертин
Несмотря на занятость в театре, Роман Виктюк преподавал в театральных вузах, читал лекции в России, на Украине и в Италии
Фото: Коммерсантъ / Александр Течинский
«Устал от вранья и предательства вокруг, от цинизма и иронии. А силы дает только любовь», — говорил режиссер
Фото: Коммерсантъ / Сизов Артем
В конце октября 2020 года режиссер заразился коронавирусом и за день до своего 84-го дня рождения был госпитализирован в одну из больниц Москвы. Роман Виктюк умер 17 ноября 2020 года и был похоронен в семейном склепе на Лычаковском кладбище во Львове
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости