Вирус выкинул номер
Средняя загрузка гостиниц в Новосибирске составляет 25–30%
Загрузка гостиниц Новосибирска с весны сократилась в среднем на 50%, выручка от корпоративного сегмента — втрое. Отельеры вынужденно снижают цены на свои услуги и прогнозируют, что на восстановление рынка может уйти до двух лет. Наибольший урон пандемия нанесла хостелам, которые накопили долгов и оказались, по данным участников рынка, на грани закрытия. Эксперты считают, что отрасли нужно готовиться к новым форматам работы с клиентами, учитывая, что часть корпоративных заказчиков ушла в онлайн и вряд ли вернется обратно в ближайшее время.
Гостиничный рынок Новосибирской области в период пандемии коронавируса оказался в числе наиболее пострадавших. Загрузка номерного фонда городских отелей, по оценке генерального менеджера «Миротеля» Михаила Швецова, сократилась в среднем на 50%, и его гостиница не стала исключением. «До пандемии средняя загрузка отелей категории 3–5 звезд по городу составляла 50–60%. Этот показатель сейчас упал примерно в два раза, по нашей оценке. То есть средняя загрузка гостиниц — 25–30%, и перспектив особых нет»,— считает господин Швецов. По его словам, наибольшее падение заполняемости — на 80% — в «Миротеле» наблюдалось в апреле, когда многие отменяли брони.
В то же время загрузка отеля «Горский сити», по словам генерального менеджера Оксаны Вялковой, в ноябре составляет 74% — на базе гостиницы в предыдущие две недели работал музыкальный лагерь проекта «Академия звука», а сейчас гостят участники спортивных мероприятий и тренировочных баз по сноуборду, горным лыжам, карате, хоккейные команды. Однако с апреля по июнь спрос на гостиничные услуги падал до критических отметок. «Были моменты, когда у нас проживало от 10 до 20 человек, в то время как общая вместимость отеля — 450 мест. Потери доходов в этот период превысили 90%. Недополученную прибыль и убытки периода простоя ничем не компенсируешь»,— говорит госпожа Вялкова.
«Ушел основной бизнес — встречи, мероприятия. Он практически стал вне закона»,— сказал новосибирский девелопер Александр Бойко.
В прошлом году, по его словам, принадлежащий ему отель Marriott провел около 1760 мероприятий, в том числе 190 свадеб, а в этом году их число сократилось в разы. При этом корпоративные мероприятия обеспечивают около 46% дохода отеля, отметил девелопер. «Этот год очень тяжелый. В минус не уйдем, но и прибыли вряд ли можно ждать»,— сказал Александр Бойко. Серьезное падение прибыли в связи с запретами на проведение массовых мероприятий отмечает и Оксана Вялкова. Значительный спад, по ее словам, наблюдался и в сегменте бизнес-поездок, так как многие компании отказываются от командировок и переходят на удаленную работу. Корпоративный сегмент, который, по словам господина Швецова, генерирует около половины выручки «Миротеля», сократился втрое. Александр Бойко говорит, что загрузка Marriott летом уменьшалась до 30%, что вынудило снижать цены. По оценкам Михаила Швецова, новосибирские отели снизили цены на услуги в среднем на 10%.
Вторая волна коронавируса нанесла существенный урон хостелам, говорят участники рынка. По оценке владельца FunKey Hostel Павла Языкова, во время пандемии весной в Новосибирске закрылось пять хостелов из-за финансовых потерь. «Мы ушли в глубокий минус. Вторая волна сильно снизила доходы, мы рассчитывали на осенние каникулы, когда должны были приехать группы школьников и студенты-заочники, но этого не произошло. Сейчас работу хостела поддерживают вахтовики, которые едут транзитом через Новосибирск»,— сказал он, отметив, что ситуация ухудшается. Павел Языков рассказал, что его компания сейчас зарабатывает не больше 10% от плана, а для покрытия долгов по аренде привлекает кредиты. Управляющая хостелом «Тайга» Людмила Китушина отмечает спад приезжающих в Новосибирск: «Посетителей вновь стало немного, но мы работаем».
На восстановление гостиничного рынка, по оценке Александра Бойко, потребуется около двух лет, и он уже не будет прежним: «Много бизнеса ушло в онлайн. Выручка может вернуться, а бизнес-сегмент назад уже не вернется. Нужно что-то новое придумывать»,— считает он. Михаил Швецов рассчитывает на решение проблем сектора за счет господдержки, например в виде снижения коммунальных платежей и налогов. О том же говорит и Павел Языков, который вместе с другими директорами хостелов уже безуспешно обращался к власти за поддержкой и планирует повторить попытку.
Господдержка и рефинансирование кредитов — временные меры, которые не позволят выйти даже на минимальную прибыль, говорит главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов.
Операторы отелей и хостелов будут вынуждены поддерживать жизнеспособность бизнеса за счет пересмотра ценовой политики и снижения издержек. По данным руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, в среднем по России рынок гостиничных услуг в этом году уже сократился на 30%. Падение выручки в крупных городах составило до 80%, в регионах Сибири — около 45%, а с учетом карантинных мер на период новогодних и рождественских праздников сибирские отельеры могут недосчитаться 70% выручки, считает он. Кроме пандемии на восстановлении отрасли скажутся сокращение доходов населения и командировочных трат. «Гостиничный сектор, не получая прибыли, со временем будет сжиматься — с рынка будут уходить мелкие и наименее устойчивые игроки, что приведет к консолидации в гостиничном секторе региона»,— считает аналитик. Прогнозировать сужение рынка можно уже весной, а если ситуация с коронавирусом не улучшится, то отрасль очевидно будет долгое время в стагнации, говорит Алексей Антонов. В то же время аналитик «Фридом финанс» Валерий Емельянов считает, что один провальный год для гостиниц, которые представляют собой долгосрочный проект с окупаемостью порядка 10 лет, «не является катастрофой»: «С другой стороны, не все успели вовремя законсервировать бизнес, сократить издержки, персонал, закрыть лишние площади. Жизнь в режиме ожидания, что каждый следующий месяц будет лучше, стала главным генератором убытков для гостиниц». По его оценке, отрасль делового туризма вернется к докризисным объемам не раньше 2025 года.