В борьбе с допингом открылся второй фронт
WADA резко отреагировало на одобрение «акта Родченкова» Сенатом США
Созревший в этом году конфликт между Всемирным антидопинговым агентством (WADA) и США усугубило одобрение американским Сенатом так называемого закона Родченкова, наделяющего власти страны правом подвергать уголовному преследованию за преступления, связанные с участием в «допинговых схемах», даже в случае, если само нарушение было совершено вне ее пределов. Головная антидопинговая структура считает закон, который должен в ближайшее время вступить в силу, «ставящим под угрозу» сложившуюся систему борьбы с допинговыми нарушениями.
Во вторник ряд информационных агентств, таких как Reuters и AFP, опубликовали заявления представителей Всемирного антидопингового агентства. Они посвящены главной для структуры теме дня — одобрению Сенатом США так называемого закона Родченкова, названного по имени бывшего директора Московской антидопинговой лаборатории, чьи показания во многом спровоцировали российский допинговый кризис, Григория Родченкова.
Этот законодательный акт, который вступит в силу после подписания его президентом в течение ближайших десяти дней, криминализирует наиболее серьезные допинговые нарушения — «допинговые схемы» и «допинговое мошенничество». Речь идет прежде всего об изготовлении, распространении и использовании запрещенных препаратов, а также сокрытии такого рода действий. Нарушителям закона грозит лишение свободы на срок до десяти лет и штраф в размере $250 тыс., если преступление носит «индивидуальный» характер, и до $1 млн — если задействована группа лиц. В нем закреплена возможность изъятия «любой собственности» осужденного в пользу США.
Но колоссальный резонанс еще на стадии подготовки «закон Родченкова» вызвал из-за своего экстратерриториального характера.
«Закон Родченкова» устанавливает для американских правоохранительных органов возможность преследовать нарушителей за пределами страны, а под его действие подпадают нарушения, допущенные на всех международных соревнованиях, затрагивающих интересы США, теоретически включая и Олимпиады.
Чтобы турнир был отнесен к категории таковых, достаточно, чтобы устроители соревнований или санкционирующая их международная спортивная федерация получали финансовую поддержку от компаний, ведущих дела в Америке.
Опасения по поводу этой особенности акта ранее высказал целый ряд спортивных организаций, включая Международный олимпийский комитет (МОК). А WADA еще в начале года, по ходу финальной стадии прохождения законопроекта через Палату представителей, призывало Сенат США отказаться от его принятия в таком виде, считая, что он ломает устоявшуюся систему борьбы с допингом в мире. Тон заявлений структуры во вторник был еще более резким. WADA отмечало, что вступление в силу «закона Родченкова» приведет к «наложению друг на друга различных юрисдикций», «поставит под угрозу наличие единого свода правил для всех спортсменов по всему миру», а также негативно повлияет на возможности самого агентства по проведению антидопинговых расследований. Кроме того, оно подчеркивало, что действие закона не распространяется на профессиональные американские лиги.
Голосование в Сенате между тем стало лишь еще одним звеном в неожиданно созревшем в этом году конфликте между головной антидопинговой структурой и США. Он, по сути, был в центре повестки дня состоявшегося на прошлой неделе заседания совета учредителей WADA. На нем наряду с «законом Родченкова» обсуждалась связанная, по мнению многих источников, как раз с противодействием его внедрению угроза прекращения поддержки организации со стороны самого крупного среди государств-инвесторов — США. Она возникла, когда летом департамент Белого дома по контролю за национальной политикой в области борьбы с наркотиками (ONDCP) рекомендовал Конгрессу США перестать финансировать WADA — формально из-за его «неэффективности». Наглядным ее примером, по мнению ONDCP, послужили в том числе примененные по отношению к России «недостаточно жесткие» санкции за манипуляции с базой данных Московской антидопинговой лаборатории.
На демарш WADA отреагировало очень жестко, а на заседании совета учредителей, демонстрируя свое отношение к нему, представило сразу два проекта бюджета на 2021 год — с участием США, чей годовой взнос составлял $2,7 млн, и без.