Пенсиям требуют строгости
Их отношение к зарплатам начнет снижаться после 2030 года
В среднесрочной перспективе правительству может понадобиться ужесточить требования к стажу будущих пенсионеров и повысить страховые взносы для бизнеса. Без этих мер после 2030 года уровень пенсий по отношению к зарплатам в стране упадет ниже нынешнего уровня и к 2050 году снизится до 27% против 34% в 2018 году. В число наиболее эффективных механизмов сохранения этого соотношения также входит ограничение размера пенсий для работающих пенсионеров, однако это может оказаться неприемлемым для населения.
Несмотря на повышение пенсионного возраста, через десять лет размер пенсий в РФ опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу пришли замглавы Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Юрий Горлин и научный сотрудник лаборатории исследований рынков труда и пенсионных систем института Виктор Ляшок в работе «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Она была презентована вчера в ходе одноименного семинара ИНСАП.
Возможность повысить коэффициент замещения (то есть уровень пенсий по отношению к зарплатам) заявлялась правительством как одно из главных позитивных последствий повышения пенсионного возраста, которое началось в РФ с 2019 года. Действительно, как показывают расчеты авторов исследования, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) практически до 2030 года.
Однако потом он вновь начнет снижаться и к 2050 году может составить только 27%.
При этом чем выше будет рост экономики, тем быстрее будет сокращаться коэффициент замещения даже при росте и пенсий и зарплат в абсолютном выражении, поскольку до 2024 года правительство обязалось индексировать пенсии на 5–6%. Как отмечают авторы работы, к этой ситуации российскую пенсионную систему приведет ряд причин — как внешних, так и внутренних.
К первым относятся старение населения, низкий уровень зарплат, а в перспективе — расширение числа нестандартных форм занятости. Так, если сейчас на одного пенсионера приходится 1,1 работника, то к 2050 году это соотношение уменьшится до 0,99 (без повышения пенсионного возраста оно упало бы до 0,85). В числе вторых, которые имеют регуляторную природу,— недостаточные требования к стажу для получения права на страховую пенсию, предоставление льгот по тарифам страховых взносов и исчерпание фактора «валоризации», повышающего размер пенсионных выплат. Валоризация, которая, напомним, была произведена в 2010 году, изначально привела к увеличению коэффициента замещения на 3,5 процентных пункта (п. п.)— но уже в 2018 году это влияние сократилось до 2 п. п., а к 2033 году будет исчерпано полностью.
Среди мер, которые могли бы предотвратить снижение коэффициента после 2030 года, авторы работы называют повышение требований к стажу, легализацию неформально занятых и повышение тарифов страховых взносов.
Так, повышение требований к страховому стажу до 30 лет по году в год позволит коэффициенту замещения начать расти после 2035 года — и к 2050 году он может вернуться на нынешний уровень. Легализация неформально занятых, хотя и не предотвратит снижение этого показателя полностью, сможет существенно замедлить этот процесс: к 2050 году он может составить 30% вместо 27%. В свою очередь, постепенное повышение начиная с 2025 года ставки взносов с 22% по 0,5 п. п. в год до 25% к 2030 году с последующим с 2044 года снижением (по мере прогресса в легализации занятости и зарплат) до 24% также улучшит показатели пенсионных индикаторов. Применение всех этих мер в совокупности, по мнению авторов работы, позволит увеличить коэффициент замещения до 40%, снизить число получателей пенсий менее прожиточного минимума вдвое и зафиксировать приемлемый уровень совокупного бюджетного трансферта в пенсионную систему на уровне 2–2,3% ВВП. Наконец, большинство из этих мер рассматриваются авторами работы как приемлемые для населения, а значит, реализуемые без политических рисков — в частности, именно по этой причине в число рекомендованных не вошло ограничение размера пенсий для работающих пенсионеров.