Суд не вписался в Конституцию
КС Татарстана могут упразднить к 2023 году
В Госсовете Татарстана выступили против упразднения конституционных судов в субъектах РФ. Опрошенные “Ъ” депутаты заявили, что данный институт был «дополнительной гарантией соблюдения прав граждан». Поправка о ликвидации региональных конституционных и уставных судов к 2023 году вчера была одобрена Госдумой. За поправку голосовали в том числе представители Татарстана в нижней палате парламента.
О необходимости сохранить в регионах конституционные и уставные суды заявил вчера “Ъ” вице-спикер Госсовета Татарстана и руководитель местной фракции «Единой России» Юрий Камалтынов. «Я считаю, что конституционные и уставные суды в регионах должны быть. Это не только элемент федерализма. Если у нас есть конституция региона, по которой мы живем, то естественно могут быть вопросы, которые могут быть разрешены только судом соответствующей инстанции, в данном случае нашим конституционным судом республики»,— сказал вице-спикер. Господин Камалтынов подчеркнул, что официально в Госсовет федеральный законопроект об упразднении конституционных судов не поступал. Этот вопрос также не обсуждался депутатами республики на заседаниях комитетов.
Поправки к закону «О судебной системе», предусматривающие ликвидацию в регионах конституционных и уставных судов, Госдума одобрила вчера во втором чтении. Они предусматривают ликвидацию этих судов до 1 января 2023 года, запрещают им со дня вступления закона в силу принимать новые дела к производству, но сохраняют за их судьями положенные по закону гарантии. Поправки предложили главы комитетов по законодательству Совета Федерации и Госдумы Андрей Клишас и Павел Крашенинников. В законопроекте, принятом в первом чтении 21 октября, об этих судах ничего не говорилось.
Судьба региональных конституционных и уставных судов фактически была решена еще летом после одобрения поправок к Основному закону. В предыдущей редакции Конституции ст. 118 гласила: «Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом». Теперь же в ней появился закрытый перечень судов, составляющих судебную систему: это Конституционный суд, Верховный суд, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи субъектов РФ. Конституционные (уставные) суды регионов в этот перечень не вошли.
В Татарстане конституционный суд действует с 2000 года. Однако фактически ранее его функции выполнял комитет конституционного надзора Татарстана, появившийся в конце 1990 года. Положение о создании компетенции суда закрепила Конституция Татарстана в 1992 году. Позднее был принят республиканский закон о Конституционном суде Татарстана. А в 1996 году на федеральном уровне был принят закон «О судебной системе РФ», который предусмотрел возможность создания конституционных (уставных) судов в регионах.
В прошлом году Конституционный суд Татарстана рассмотрел 35 дел о проверке конституционности актов органов государственной власти республики и органов местного самоуправления — столько же, сколько и в 2018 году. В 2015 году, в ходе рассмотрения жалобы КПРФ на региональный закон о митингах, суд признал закон конституционным и указал, что возможно его «совершенствование»: например, можно было бы разрешить проведение шествий и демонстраций в тех местах, где они были запрещены. Однако Госсовет Татарстана эту рекомендацию проигнорировал. В этом году суд и вовсе отказался рассматривать жалобу члена ПАРНАС Марселя Шамсутдинова на запрет самовыдвиженцам участвовать в выборах президента республики. Суд с 2014 года возглавляет Фархат Хуснутдинов.
Важное значение конституционных и уставных судов в регионах подчеркивал спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. «Институт конституционного правосудия становится более востребованным, его роль в системе органов власти в республике становится авторитетней»,— говорил он ранее. Как член рабочей группы по поправкам в Конституцию РФ господин Мухаметшин предлагал закрепить статус таких судов в Основном законе России. Но в итоге такая поправка в итоговый документ не попала. «Меня беспокоит, как и многих, что нам не удалось добиться, чтобы конституционный суд субъекта попал в Конституцию. Мы стоим на позициях, что конституционное, уставное правосудие должно сохраниться в рамках 72–73-й статей Конституции»,— говорил позднее господин Мухаметшин.
«Наверное, не во всех регионах суды работали ровно, одинаково. Некоторые совсем по одному делу рассматривали»,— заявил вчера “Ъ” глава комитета Госсовета по законности Шакир Ягудин. Однако Конституционный суд Татарстана, по его словам, «работал очень активно». «Насколько мне известно, объем работы суда в Татарстане равен был объему всех остальных конституционных и уставных судов. Это эффективный для нашей республики институт, дополнительная гарантия соблюдения конституционных прав и свобод граждан к федеральным институтам»,— сказал господин Ягудин.
За поправки о ликвидации конституционных судов в регионах голосовали в том числе 14 депутатов Госдумы из фракции «Единой России», избранные от Татарстана. Депутат-единоросс Равиль Хуснулин и представитель КПРФ Юрий Синельщиков (избран от Татарстана и Ульяновской области) в голосовании не участвовали.