Товары выуживают сетью

Казанцы наращивают интернет-покупки

Жители Казани чаще представителей других нестоличных городов-миллионников делают покупки через интернет. Согласно данным исследования, проведенного сервисом «Яндекс.Маркет» и аналитической компанией GfK Rus, в Казани товары онлайн заказывают не реже 2–3 раз в месяц 65% респондентов, а в других крупных городах России — лишь 59%. Участники рынка подтверждают особый всплеск активности в области интернет-торговли в регионе.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Сервис «Яндекс.Маркет» и аналитическая компания GfK Rus («дочка» немецкой аналитической GfK Group) вчера представили результаты совместного исследования «Развитие онлайн-торговли», проведенного в сентябре методом опроса по репрезентативной выборке интернет-покупателей. В нем приняли участие 5 тыс. человек, в том числе 200 — из Казани. Целевой группой стали жители городов-миллионников в возрасте от 16 до 55 лет, на которые, в частности, в Казани приходится 54% покупок в интернете.

Как сообщил руководитель отдела маркетинговых исследований «Яндекс.Маркета» Кирилл Шпара на онлайн-конференции, посвященной итогам исследования, 65% респондентов в Казани заказывают товары онлайн не реже 2–3 раз в месяц. В том числе 5% — оформляют заказ практически каждый день. В других городах-миллионниках России так часто покупки совершают в среднем лишь 59% онлайн-покупателей.

По данным исследовательского агентства Data insight, оборот онлайн-торговли в России по итогам текущего года превысит 2 трлн руб. Это около 9% всего товарооборота страны. В 2019 году этот показатель составлял 1,7 трлн руб. В 2021 году ожидается рост до 3,3 трлн руб.

По данным «Яндекс.Маркета», треть всех казанских онлайн-покупателей — люди в возрасте 25–34 лет. Однако растет и доля тех, кому от 16 до 24 лет. Теперь каждый пятый покупатель — представитель этой возрастной группы. Более того 25% покупателей отметили, что их дети до 16 лет сами совершают онлайн-покупки.

В 2020 году 44% заказов в Казани были сделаны через смартфоны. В 2019 году этот показатель равнялся 32%. В этом году 49% покупок приходятся на заказы с компьютера или ноутбука, 27% — совершены через социальные сети, преимущественно «Вконтакте» и Instagram.

В исследовании подчеркивается влияние пандемии на рынок: жители все чаще задумываются о безопасности покупок. 22,1% опрошенных в Казани против 19,6% в других крупных городах указали эту причину, отвечая на вопрос, почему они выбирают покупки через интернет. «Многие онлайн-покупатели из Казани считают шопинг в интернете во время пандемии безопаснее традиционного»,— отмечает Кирилл Шпара.

В связи с угрозой коронавируса, согласно исследованию, наиболее заметен рост онлайн-покупок в категориях «продукты питания» (45,9% в текущем году против 42,7% в предыдущем), «товары для детей» (39% против 34,8%), «лекарства и БАДы» (46,1% против 39,9%). Казанцы положительно относятся к доставке готовой еды: ее через интернет готовы покупать 83% респондентов в городе. Чаще всего в Казани заказывают бургеры, супы и закуски из картофеля, заверяют авторы исследования.

Основная часть опрошенных покупателей в Казани (64,4%) сказали, что как минимум раз за год приобретали в интернете одежду и обувь, чуть меньше (63,4%) — смартфоны и планшеты.

В Казани онлайн чаще всего покупают товары из России и Китая. Также четверть казанцев выбирают товары из интернет-магазинов англоязычных стран. При этом авторы исследования отмечают патриотизм казанцев — треть опрошенных отдают предпочтение местным магазинам.

Популярность оплаты наличными в этом году снизилась, следует из опроса. Если в прошлом году 50% онлайн-покупателей предпочитали рассчитываться купюрами, то в этом году — уже 42%. Популярность набирают бесконтактные способы оплаты: предоплата банковской картой и оплата картой при получении.

«В Казани аудитория интернет-покупателей уже очень опытная. Хотя лидером остается одежда, казанцы активно осваивают покупки и в других категориях»,— заключил господин Шпара.

В МТС банке, который самостоятельно изучил, как изменились предпочтения жителей Татарстана при совершении онлайн-покупок в октябре 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорят, что безусловным лидером по приросту количества платежей стали магазины одежды. У них количество транзакций увеличилось в 6,9 раза. При этом средний чек уменьшился в два раза — до 2145 руб. На втором месте по увеличению количества продаж в онлайне – косметика. Прирост в этой категории в октябре составил 4,6 раза год к году, средний чек на оплату уменьшился на 24%. Затем идут спорттовары – рост в 4,2 раза с увеличением среднего чека на 10%.

Опрошенные “Ъ” участники рынка сходятся во мнении, что в регионе интернет-торговля растет особенно активно.

Так, Wildberries сообщил, что оборот производителей из Татарстана на онлайн-площадке за 10 месяцев текущего года вырос почти в пять раз (на 382%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 1,5 млрд руб. С ноября 2019 до ноября 2020 года число поставщиков из региона выросло в четыре раза — примерно до 650, из которых более 230 реализуют продукцию на экспорт. За 10 месяцев они продали на Wildberries свыше 3 млн единиц товаров, что в шесть раз больше, чем в аналогичный период прошлого года.

В Ozon “Ъ” сказали, что сегодня сотрудничают более чем с 1 тыс. предпринимателей из Татарстана. С начала года их количество выросло в 3,4 раза. Совокупный оборот татарстанских продавцов на Ozon за 10 месяцев 2020 года вырос в 20 раз в годовом сопоставлении. Наиболее часто пользователи из Татарстана выбирают товары категории повседневного спроса и продукты питания. В топе — моющие средства, детские подгузники, спортивное питание, добавляют представители маркетплейса.

Татьяна Новикова

Вся лента