Альбомы ноября
Выбор Бориса Барабанова
Карлос Рафаэль Ривера The Queen’s Gambit
Неутихающие восторги по поводу сериала «Ход королевы» (так в русской версии Netflix назвали «Ферзевый гамбит») по большей части адресованы его создателям Скотту Фрэнку и Аллану Скотту, актрисе Ане Тейлор-Джой и художникам, придумавшим наряды и интерьеры. О музыке говорят меньше, а между тем оригинальная звуковая дорожка «Гамбита» — отдельный музыкальный шедевр. Музыку написал американский композитор гватемальского происхождения Карлос Рафаэль Ривера, ранее работавший со Скоттом Фрэнком над сериалом «Забытые богом». В «Ходе королевы» сыграно около 300 шахматных партий, и к каждой из двадцати главных Ривера написал отдельные законченные пьесы. Сцены из жизни героини в приюте оформлены в довольно скромных тонах — мы слышим в основном фортепиано и виолончель. Но для финальных партий, которые Бет Хармон играет в нарисованной на компьютере Москве, Ривера создал масштабные оркестровые картины, включая финальную под названием «Sygraem». Для полноты ощущений стоит слушать музыку Риверы в очередь со шлягерами 1960-х, которые для сериала отобрал музыкальный супервайзер Квентина Тарантино и Оливера Стоуна Уайли Стейтмен.
Издатель Maisie Music Publishing
https://carlosrafaelrivera.com/
OQJAV Кромешна
Лидер инди-группы OQJAV Вадик Королев этой осенью стал едва ли не самой обсуждаемой персоной московского артистического сообщества. Благодаря главной роли в фильме «Человек из Подольска» по популярной пьесе Дмитрия Данилова, имя музыканта оказалось у всех на устах, если считать «всеми» аудиторию артхаусного кино и нежного инди. Добрался артист и до «Вечернего Урганта», причем оказался прямо на диване, в роли собеседника ведущего, что с инди-артистами бывает редко. У альбома интригующее название и прекрасная черно-белая обложка, в которой использован фотоснимок работы актера Владимира Мишукова. Вадик Королев пишет об альбоме: «„Кромешна", наверное, первый наш лонгплей, музыкально, как и раньше, эклектичный, но по высказыванию — единая, пусть и многоаспектная лужа любви, тоски и точки невозврата». В принципе, «лужа любви, тоски и точки невозврата» — фраза-альбом. Так что если вы начали слушать «Кромешну» и не смогли заставить себя далеко продвинуться, не стоит отчаиваться. Того, что окружает альбом, вполне достаточно.
Издатель Студия Союз
https://m.vk.com/oqjav
Пэрис Джексон Wilted
На фоне откровений жертв предполагаемой педофилии Майкла Джексона, которые бурно обсуждались в 2019-м, почти вытеснился тот факт, что у певца было трое собственных детей. Единственная дочь Джексона, Пэрис, выпустила первый альбом, и он оказался достойной работой, музыкально никак не пересекающейся с наследием отца. И это при том, что, по словам девушки, никого и ничего важнее отца в ее жизни не было и ничего хуже его смерти произойти уже не может. Основное занятие Пэрис Джексон — модельный бизнес, и «Wilted» — типичный альбом девушки-модели (в музыке среди прочих отметились Наоми Кэмпбелл, Карла Бруни и Карен Элсон). Слышно, что музыка не главное ее занятие, слышно, что она не собиралась совершать на этой ниве открытий, но, как оказалось, ей хватило вкуса, чтобы не сделать лишних движений и отобрать только правильные звуки. Вокал Пэрис Джексон напоминает Дайдо, Шинейд О’Коннор и Изобел Кэмпбелл, а лучшие песни — «Collide», «Eyelids», «Let Down» — хорошо смотрелись бы на пластинке Belle & Sebastian.
Издатель Dragonflower Enterprises
https://www.instagram.com/parisjackson/
The Struts Strange Days
Лидера английской группы The Sruts Люка Спиллера в 2010-е практически задушили в объятиях. Тогда он восполнил дефицит молодых рок-н-ролльных харизматиков классического образца. Странно, что новый альбом «Strange Days» The Sruts открывают с совместной песни с Робби Уильямсом, который — при всем обаянии Люка Спиллера,— конечно, перетягивает одеяло на себя. Но дуэты — опора альбома. Например, песня «I Hate How Much I Want You» начинается с диалога Люка Спиллера с фронтменом Def Leppard Джо Эллиотом, в котором молодой артист честно сообщает, что записывает «карантинный» альбом и Def Leppard нужны ему в одном припеве. «I Hate How Much I Want You» — идеальный номер для того, чтобы публика вспомнила, кто такие Def Leppard. В следующем номере, «Wild Child», гостит гитарист Том Морелло, и эта песня достойна хорового исполнения на самых больших аренах: жанр стадионного гимна The Struts освоили в совершенстве. А в «Another Hit Of Showmanship» группа создает блестящий оммаж The Cure и The Smiths при живейшем участии гитариста The Strokes Альберта Хаммонда-мл. «Strange Days» — альбом-антитело, здоровая музыка для здорового мира. Когда-нибудь ему найдется применение.
Издатель Interscope Records
https://thestruts.com/
Том Морелло Comandante
Еще один релиз с карантинными коллаборациями — EP гитариста Rage Against The Machine и Audioslave Тома Морелло. «Comandante» начинается с композиции Джими Хендрикса «Voodoo Child», в которой Морелло демонстрирует свои практически безграничные технические возможности, показывая и нечеловеческую скорость звукоизвлечения, и свой фирменный саунд, который опознается даже в простых грубых риффах. «Interstate 80» — дуэт с гитаристом Guns N’Roses Слэшем. Это диалог двух разных гитарных школ, поверх которого Том Морелло еще и начитал рэп природоохранного содержания. Наконец, «Secretariat» — памятник ушедшему из жизни гитарному гуру Эдди Ван Халену, короткая, но очень сложная в техническом плане пьеса с отголосками классической мелодии Van Halen «Eruption». Трек «Suburban Guerilla» — напоминание о величии Rage Against The Machine, а финальный номер «Cato Stedman & Neptune Frost» — неожиданный радиоформатный блюз в стиле Гэри Мура. Как будто Том Морелло сообщает всем заинтересованным лицам: «Если нужен гитарист, который может сыграть что угодно,— всегда неподалеку».
Издатель Tom Morello
https://twitter.com/tmorello
Midnight Oil The Makarrata Project
Были времена, когда олицетворением австралийской музыкальной сцены были не AC/DC, не Ник Кейв и не Кайли Миноуг, а яростная группа из Сиднея Midnight Oil с лысым вокалистом Питером Гарреттом. В конце 1980-х — начале 1990-х они царили на радиочастотах по всему миру, и если INXS пели гимны любви и гедонизму, то Midnight Oil нагружали песни социальной тематикой и вели в своих альбомах непрерывный монолог о проблемах экологии и судьбах Зеленого континента. Первый за 18 лет альбом Midnight Oil — продолжение старого разговора о том, что же будет с родиной и с нами, причем с неизменным акцентом на проблемы аборигенов. В записи диска приняли участие все большие локальные артисты, имена которых, в отличие от Bee Gees, AC/DC или Tame Impala, за пределами Австралии и Новой Зеландии неизвестны. А вот возвращение самих Midnight Oil, безусловно, стало событием международного масштаба. Это та смесь гневной рок-дидактики с фолк-лирикой, которой многим не хватало. И когда Midnight Oil приглашают к микрофону рэпера Тасмана Кита или фолк-исполнителя Фрэнка Ямму, это выглядит абсолютно органично.
Издатель Sony
https://www.midnightoil.com/
Баста 40
23 трека — глыба речитатива и госпела, высеченная, возможно, самым авторитетным отечественным рэпером Василием Вакуленко. «40» — сплошная рефлексия на тему ситуации в стране и собственного возраста, но вовсе обойтись без шлягеров Баста не смог. «Поколение X», записанное с певицей ANIKV и коллегой-рэпером Noize MC, в каком-то смысле — продолжение хитовой «Сансары». «На маяке» — легкое и прилипчивое карантинное регги. А в треке «Не дотянуться до звезд» Баста откровенно троллит кальян-рэп, ломая сладенький запев резким сухим речитативом. Печальные итоги 2020 году музыкант подводит в треке «Я вижу», среди прочего замечая: «Мы подставляем спины под плети. Мы одинаково любим пряник и кнут. Нас учат тому, как и в кого нужно верить, но их школа веры — это школа Иуд». Но смысловой центр альбома — песня «Рай.он», в котором «малая родина» становится метафорой мира, движущегося к апокалипсису: «Как ни крути, район крутится вокруг своей оси, он везет этих пассажиров на тот свет, как мертвый таксист». В целом же «40» — из тех альбомов, в песни которого влюбляешься по очереди, разбирая тексты, расшифровывая гиперссылки, сверяя строки со своими мыслями.
Издатель Gazgolder
https://gazgolder.com/
Gorillaz Song Machine, Season One: Strange Timez
«Song Machine» — это собрание песен, которые создатель Gorillaz Деймон Албарн сочинял во время весеннего карантина, а его партнер Джейми Хьюлетт снабжал визуальными решениями. Времени было много, поэтому ко вселенной Gorillaz с ее постоянными героями добавилась еще и сериальная конструкция. «Season One» — не пустые слова. Албарн на самом деле говорит о «Song Machine» как о сериале со своими внутренними законами — арками героев, открытыми финалами эпизодов и т. д. Но если не знать контекста этой работы и каким-то образом не быть в курсе двадцатилетней истории Gorillaz, «Song Machine» все равно останется музыкой с эффектом мгновенного привыкания и кучей приятных гостей, среди которых — Скулбой Кью, Бек, St. Vincent, Элтон Джон, Слоутай, Slaves, Скепта и покойный Тони Аллен. Этот фантастический мир имеет четкие пересечения с миром реальным. В заглавной песне, записанной с участием Роберта Смита (The Cure) Деймон Албарн поет: «Я мчусь по лесу, и до меня долетает странное эхо Беларуси, где президенты вешают ярлыки на безработных молодых людей. Мы вертимся как белки в колесе и режем стекло ножницами, пока сильные мира сего нежатся в своих золотых хоромах».
Издатель Gorillaz Partnership
https://www.gorillaz.com/
Molchat Doma Monument
Минская группа Molchat Doma выпустила свой третий альбом на американском лейбле Sacred Bones. Сотрудничество белорусов с бруклинскими издателями, в каталоге которых значатся Дэвид Линч, Джозеф ван Виссем, Марисса Надлер и Зола Джизус, началось еще до того, как в TikTok «выстрелил» трек Molchat Doma «Судно». В этом году Беларусь интересна всем — вон даже Gorillaz про нее поют. Но Molchat Doma успешно гастролировали по Европе и США задолго до 2020-го, и новый альбом — хороший повод в очередной раз поразмышлять о том, что привлекает в ее музыке западного слушателя. Molchat Doma по-прежнему поют по-русски. Музыка изменилась. Песни с «Monument» теперь заставляют вспомнить уже не только группу «Кино» и Joy Division, но и «Технологию», «Альянс», «Николая Коперника» и даже «Форум» — одним словом, весь корпус отечественной синтезаторной поп-музыки 1980-х. Оказывается, этот звук сегодня может быть интересен, даже если слова непонятны. К тому же Molchat Doma по-прежнему размещают на обложках и в клипах полумифические архобъекты из «белорусско-советского санатория», которые интригуют не хуже постюгославских «спомеников».
Издатель Sacred Bones Records
https://vk.com/molchatdoma
Недры Ситуация
«Мы познакомились с тобой, когда ты даже не шарила за стиль» — начало нового EP петербургского рэпера Ивана Ворошилова и хорошая первая строчка для русского блюза, который за много лет до него в этом же городе пытался делать Майк Науменко. Сценическое имя Ивана — Недры, а блюз — новая страница в его перенасыщенной стрессом биографии. В ней есть служба в разведке ВДВ, тюремная отсидка, игра на африканских барабанах в метро и работа мануальным терапевтом — недостатка в темах у этого человека не было никогда. Блюзом в новом EP «Ситуация» Недры не ограничивается, да и вряд ли такому активному музыкальному деятелю было бы интересно сделать целый релиз в рамках одного стиля. В треке «Горячее тело» он работает с трэпом и высокотемповым клубным форматом. В «Самом соке» его резко разворачивает в сентиментальную лирику, а «Полетать» оказывается экспериментальным номером, который в течение трех минут меняет несколько стилистических обличий. В финальном номере «Блинк» Иван внезапно превращается в Вудкида — этого сложно было ожидать даже от него.
Издатель FFF Records
https://vk.com/kedr8sliv8