19 ноября 1985 года началось движение поездов по первому участку Горьковского метрополитена от станции «Московская» до станции «Пролетарская». Этому событию предшествовало издание приказа Министерства путей сообщения в феврале 1985 года «О мерах по обеспечению пуска первой очереди горьковского метрополитена». А в сентябре из Москвы в Горький прибыли первые три электропоезда. С тех пор количество станций, по которым сегодня перемещаются под землей нижегородцы, выросло с шести до 15-ти. Обсуждается строительство еще четырех станций. Как развивался нижегородский метрополитен – в фотогалерее «Ъ-Приволжье».
В честь запуска движения по первому участку горьковского метрополитена 19 ноября 1985 года состоялся торжественный митинг
Фото: МП «Нижегородское метро»
Бывший на тот момент начальником метрополитена Борис Завгородний передал символический ключ пуска двум машинистам, которые повели первый электропоезд
Фото: МП «Нижегородское метро»
За 10 лет с 1977 по 1987 год в Горьком построили восемь станций метро от "Московской" до "Автозаводской". К 1989 году строительство автозаводской ветки метро завершили станцией "Парк культуры"
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Сормовско-Мещерская линия метро начала работу 20 декабря 1993 года со станций «Канавинская» и «Бурнаковская». Но продолжилось ее развития только спустя 10 лет, когда в Нижнем Новгороде приступили к строительству станции метро "Буревестник" (на фото)
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Станцию метро "Буревестник" ввели в эксплуатацию в ноябре 2002 года. На фото – момент ее строительства
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Предполагалось, что Сормовско-Мещерская линия метро продолжится станцией "Ярмарка", к строительству которой приступили в 1993 году
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Предполагалось, что сразу после ее возведения метро отправится в микрорайон Мещерское озеро через станции "Стрелка" и "Волга", которые спроектировали в 1990 году
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
В сентябре 1999 года замороженную стройку станции "Ярмарка" было решено прекратить, и ставший привычным элементом пейзажа козловой кран демонтировали
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Строительство метромоста, который должен был проложить путь метро в нагорной части Нижнего Новгорода, началось в 1992 году, но велось с огромными перерывами. В 2002 году в русле Оки появились только сваи. Казалось, что этот проект не будет реализован никогда
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Пять лет спустя в августе 2007 года метромост не достиг и середины реки
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Строительству перегонных тоннелей предшествовало появление автомобильного путепровода, серьезно разгрузившего соседние мосты
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
В ноябре 2008 года в метромост была завернута "золотая гайка". Губернатор Шанцев (на снимке) разделил эту честь с мэром Вадимом Булавиновым
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
В 2010 году на поверхность вышел проходческий щит, выкопавший первый перегонный тоннель от метромоста до площади Горького
Фото: Коммерсантъ / Николай Цыганов
Однако нашлось немало нижегородцев, недовольных появлением метро на площади Горького. Они пытались доказать, что в этом месте строить станцию нельзя, поскольку вибрация повредит дома
Фото: Коммерсантъ / Николай Цыганов
В итоге с горожанами удалось договориться, и метростроители приступили к возведению станции "Горьковская". В мае 2011 года было странно наблюдать улицу Горького с дна котлована будущей станции
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Наконец, перекрытия были сделаны, и на "Горьковской" начали укладывать железнодорожные пути
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
4 ноября 2012 года первая нагорная станция метро "Горьковская" была торжественно открыта. Символический ключ получил директор МП "Нижегородский метрополитен" Олег Яушев (слева). Мэр Олег Сорокин (справа от Яушева) сегодня отбывает срок, а сити-менеджер Олег Кондрашов (справа от Сорокина) скрывается от розыска в США. Губернатор Валерий Шанцев (справа от Кондрашова) уступил пост Глебу Никитину
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Однако на открытии "Горьковской" прокладка метро в нагорной части остановилась. В приоритете оказалось продление Сормовско-Мещерской линии. В ноябре 2015 года уже вовсю кипела работа по строительству станции "Стрелка", где возводили стадион к чемпионату мира по футболу
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Компания рабочих, возводивших последнюю станцию, стала интернациональной
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Выделенные на "Стрелку" федеральные деньги нужно было во что бы то ни стало освоить к чемпионату мира по футболу
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Все тот же проходческий щит вышел на поверхность в районе площади Ленина
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
"Стрелку" сдавали к ЧМ-2018 второпях и не успели доделать многое, предусмотренное проектом
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Станция открыта 12 июня 2018 года после нескольких переносов даты. Генеральный директор ООО СК УС-620 Владислав Костенко (справа), строившей станцию, сейчас находится под домашним арестом из-за обвинений в хищениях
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Чтобы перевозить больше пассажиров и работать с прибылью, а не в убыток, метро нужны новые станции. Власти ищут подрядчика для строительства еще двух станций в верхней части города: "Оперный театр" и "Сенная". Их планируют ввести в конце 2025 года. В нижней части Нижнего Новгорода запланировано строительство станций «Варя» и «Сормовская».
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
По последним подсчетам, пассажиропоток нижегородского метро составляет около 32 млн человек в год. Ожидается, что после ввода еще четырех станций пассажиропоток вырастет до 85,9 млн человек в год к 2028 году.
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын