Boeing 737 MAX вернется в небо в декабре
Власти США разрешили эксплуатацию самолета
Авиационный регулятор США разрешил эксплуатацию Boeing 737 MAX, который находился под запретом в течение 20 месяцев — самый длительный срок в истории страны. До начала эксплуатации самолеты пройдут техобслуживание, а пилоты — дополнительное обучение. Первый рейс после запрета запланирован на 29 декабря. При этом регуляторы Канады, Бразилии и Европы, которые ранее участвовали в испытаниях и выражали надежду на возвращение авиалайнера в воздух до конца года, пока не завершили процесс оформления. Кроме того, непонятна судьба 737 MAX в Китае, хотя это единственный рынок, восстановившийся после пандемии.
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) разрешило вернуть в эксплуатацию самолеты Boeing 737 MAX. Это решение позволит авиакомпаниям под юрисдикцией FAA, в том числе перевозчикам в США, начать выполнять необходимые действия для возобновления эксплуатации самолета, а также позволит производителю начать поставки, уточняют в Boeing.
Эксплуатация Boeing 737 MAX была остановлена в марте 2019 года после двух катастроф — в Индонезии и Эфиопии. В первом случае погибли 189 человек, во втором — 157. Boeing внесла изменения в программное обеспечение системы улучшения маневренных характеристик (MCAS) после того, как она была названа причиной двух катастроф. С января Boeing остановила конвейер 737 MAX для оптимизации издержек из-за неопределенности по срокам. В России Boeing 737 MAX заказывали S7, «Победа», «Уральские авиалинии», Utair и NordStar — в общей сложности 59 самолетов. Из них S7 уже получила два.
«Мы никогда не забудем тех, кто погиб в двух трагических авиакатастрофах, которые привели к решению приостановить эксплуатацию воздушного судна,— сказал президент и главный исполнительный директор компании Boeing Дэвид Кэлхун.— Выводы, которые мы сделали вследствие данных событий, навсегда изменили нашу компанию и позволили нам сосредоточить внимание на наших основополагающих ценностях безопасности, качества и надежности».
В течение 20 месяцев Boeing тесно взаимодействовала с заказчиками, предоставляя им детальные рекомендации по поводу технической поддержки во время длительной остановки самолетов, говорят в компании. Директива летной годности, выпущенная FAA, разъясняет требования, которые должны быть выполнены, прежде чем авиакомпании США начнут эксплуатацию самолетов, продолжают там. Требования включают установку обновленного программного обеспечения, завершение процесса внесения изменений, связанных с разделением кабелей, проведение обучения пилотов по обновленной процедуре, подготовку самолетов к эксплуатации после длительной остановки.
На март 2019 года эксплуатировалось около 400 самолетов Boeing 737 MAX 59 авиакомпаниями по всему миру, с тех пор Boeing построила еще около 450 самолетов. Все они должны пройти техническое обслуживание, прежде чем они смогут летать.
Кроме того, FAA должно одобрить изменения в программы обучения пилотов для каждой американской авиакомпании, эксплуатирующей Boeing 737 MAX.
Первый полет после возобновления эксплуатации совершит American Airlines, которая на 29 декабря запланировала рейс на Boeing 737 MAX из Майами в Нью-Йорк. Southwest Airlines, крупнейший в мире эксплуататор MAX, не планирует поднимать самолет в воздух ранее второго квартала 2021 года.
«Мы продолжаем работать с регуляторами по всему миру и нашими заказчиками, чтобы самолет вернулся к безопасной эксплуатации»,— отметил президент и главный исполнительный директор подразделения гражданской авиации Boeing Commercial Airplanes Стэн Дил.
Власти Канады пока не дают разрешения на возобновление коммерческих полетов Boeing 737 MAX в своем воздушном пространстве, но процесс восстановления допуска на их эксплуатацию уже запущен, говорится в заявлении главы местного Минтранса Марка Гарно. Ранее Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) заявляло, что изменения, внесенные в программное обеспечение и оборудование, сделали авиалайнеры достаточно безопасными, чтобы они могли возобновить полеты в воздушном пространстве Европы до конца 2020 года (см. “Ъ” от 16 октября). А Управление гражданской авиации Китая так и не обозначило сроки возврата модели в эксплуатацию.