Искусство выжившее
Музеи и галереи зимой 2020/21
Мир переживает сложные времена. Вокруг все меньше мест, где можно чувствовать себя в безопасности. Но музеи — одно из таких. Новая волна коронавируса вновь отрезала зрителей от многих культурных институций, которые закрылись из-за повторных локдаунов. Но остались островки музейной активности, куда еще можно прийти. Рассказываем о них и о выставках, которые заслуживают внимания в конце уходящего 2020 года, да и в начале 2021-го, когда они вновь (надеемся) возобновят свою работу.
Что: выставка Дэмиена Херста «Конец века»
Где: Newport Street Gallery
Когда: до 7 марта 2021 года
Название выставки Дэмиена Херста «Конец века», которая проходит в лондонской галерее Newport Street (кстати, она принадлежит самому художнику), созвучно всему 2020 году. Правда, на ней британский арт-провокатор обратился не к пандемийному настоящему, а к собственному прошлому. В экспозицию вошло около 50 ранних работ Херста — как из его личной коллекции, так и позаимствованные из частных собраний. Некоторые произведения были созданы в годы учебы в колледже «Голдсмитс». В качестве его студента Херст регулярно посещал морг, а позднее признавался, что многие темы его работ берут свое начало именно там. Это относится, например, к скульптуре «Гимн» которая представляет собой 20-метровую бронзовую анатомическую модель человека. Кстати, кадры ее погрузки и отправки в галерею можно было видеть в Instagram художника. Часть работ в экспозиции — те, что Херст создал, уже будучи лидером группы Young British Artists, доминировавшей на арт-сцене в 1990-е годы. Это и «аптечные» объекты, и точечные картины. И конечно, фирменные работы художника в формальдегиде — из серии «Естественная история». Херст начал ее в 1991 году, размышляя о красоте и ее недолговечности. Один из арт-объектов серии — «Золотой телец» — был продан на торгах Sotheby’s в 2008 году за $18,6 млн. Председатель аукционного дома Phillips Шейенн Вестфаль отмечала, что выставка в галерее Newport Street — редкая возможность увидеть ранние работы Дэмиена Херста, которые «оказались революционными и изменили художественную сцену Великобритании».
Что: выставка Art Quadriennale FUORI
Где: Palazzo delle Esposizioni (Рим)
Когда: до 17 января 2021 года
43 художника, три сотни работ и временной охват с 1960-х годов до наших дней. Так в цифрах можно описать выставку Art Quadriennale FUORI, которая проходит в римском дворце Palazzo delle Esposizioni. После торжественного открытия в 1883 году в его роскошном здании выставлялись преимущественно произведения художников XIX века, а сейчас — современное искусство. Уже при входе зрителей встречает приглашение «Поразмышлять нестандартно» на темы, с которыми работали авторы. Это феминизм, борьба с расизмом и гендерными предрассудками и, конечно, пандемия, ставшая полной неожиданностью для всей планеты в 2020 году. Последней посвящен арт-объект художников Альваро Урбано и Петрита Халилая. Они повесили над одной из лестниц дворца гигантские цветы — как символ своей любви и отложенной из-за коронавируса свадьбы, которая должна была состояться в Испании.
Идея о том, что мыслить свободно и вне рамок не просто допустимо, но необходимо как художникам, так и зрителям, заложена и в названии выставки — «fuori» переводится как «вне», «снаружи». Кураторы экспозиции смешали в залах Palazzo delle Esposizioni произведения самых разных форматов и жанров: живопись и скульптуру, фотографию и видеоарт, инсталляцию и костюм. Партнером выставки выступил итальянский модный дом Gucci и его креативный директор Алессандро Микеле. Ранее бренд пожертвовал €2 млн на борьбу с коронавирусом, а сейчас решил поддержать художников. Впрочем, об истосковавшихся по музеям зрителях тоже подумали и сделали вход на выставку бесплатным.
Что: выставки Кевина Фрэнсиса Грея
Где: Museo Stefano Bardini (Флоренция) и Pace Gallery (Лондон)
Когда: до 21 декабря 2020 года (Флоренция), до 16 января 2021 года (Лондон)
Кевин Фрэнсис Грей — ирландский скульптор, живущий и работающий в Лондоне и в итальянской Пьетрасанте. Так же раскинулась и география его выставок в этом году. Одна проходит во флорентийском музее Стефано Бардини. Вторая — в лондонской галерее Pace. Расположенную в Тоскане Пьетрасанту скульптор выбрал не случайно. Отсюда недалеко до места, где добывают знаменитый каррарский мрамор, да и само название старинного города означает «святой камень». Мрамор — основной материал Кевина Фрэнсиса Грея. Из него он создает свои скульптуры, работая с камнем вручную. Грэй балансирует между традицией и современностью. «Его работы напоминают о классических скульптурах, выполненных с техническим совершенством и стремлением к безупречной красоте. Произведения Грея могут вступать в диалог и с эллинистическим мрамором, и с образцами Средневековья и Возрождения»,— отмечала куратор флорентийской выставки Антонелла Неси. Но в то же время скульптор ищет свои модели среди случайных прохожих, встреченных возле его студии в Лондоне. Порой это люди, оказавшиеся на обочине общества. И их тяжелое положение Грей передает не при помощи выражения лица, а, напротив, скрывая его и работая с текстурой поверхностей. Сам скульптор накануне открытия выставки в Pace Gallery рассказал, что в Лондоне познакомит зрителей с новой главой в своем творчестве. Одной из ее центральных тем стала юность, полная силы и уязвимости, надежды и гнева. «Я позволил себе также поиграть с новыми материалами, такими как бронза, эбеновое дерево, разнообразные металлы и камни»,— отметил художник.
Что: выставка Rubber Pencil Devil
Где: Prada Rong Zhai (Шанхай)
Когда: до 17 января 2021 года
Выставочная площадка под эгидой модного дома Prada расположена в историческом здании XX века в центре Шанхая. Более ста лет назад виллу в западном стиле построили для семьи Юн Цоонг-Кинг. А уже в XXI веке отреставрировали и превратили в центр современного искусства. Сейчас в Prada Rong Zhai проходит экспозиция американского художника-концептуалиста Алекса Да Корте. Он работает в самых разных жанрах: с живописью и скульптурой, инсталляцией и видеоартом, перформансом. В его работах сюрреалистические образы соседствуют с персонажами поп-культуры и повседневными предметами. Последние — отсылка к мифологии потребления, которая занимает Да Корте. Несколько лет назад именитый арт-критик Роберта Смит в рецензии в The New York Times на выставку художника писала, что она «ослепляла на каждом шагу, переплетая юмор о невинности и упадке, массовом производстве и эксцентричности». В 2019 году проект Да Корте «57 вариаций и Декорированный сарай в Джардини» был представлен на Венецианской биеннале. А на персональной выставке в Шанхае художник показал видеоработу «Rubber Pencil Devil». Здесь вновь встречается цифра 57. Фильм Да Корте состоит именно из такого количества глав, которые крутят на 19 больших видеокубах, размещенных на двух этажах здания. Все вместе это гипнотический поток изображений, длящийся 2 часа 40 минут. На экранах друг друга сменяют телевизионные ретровыпуски, современная анимация и изображения квир-икон. А сам художник перевоплощается в Розовую пантеру, Кота Сильвестра, мистера Роджерса и дьявола.
Что: выставка Ли Бул «Утопия Спасенная»
Где: выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург)
Когда: до 31 января 2021 года
Выставка звезды южнокорейского искусства — художницы Ли Бул — до наступления 2021 года будет, пожалуй, самой масштабной и громкой в России. В санкт-петербургский «Манеж» привезли ее произведения, созданные за последние 15 лет. А кроме них — картины русских художников-авангардистов начала XX века: Эля Лисицкого, Александра Родченко, Казимира Малевича, Якова Чернихова и других. Их предоставили более десяти российских музеев. Такое соседство экспонатов не случайно. В середине 2000-х южнокорейская художница вдохновилась конструктивизмом и русским авангардом, стала создавать рисунки и архитектурные макеты (а до них были перформансы, посвященные теме уязвимости человеческого тела, и антропоморфные фигуры с отсутствующими конечностями — с ними художница в 1999 году в первый раз участвовала в Венецианской биеннале). В «Манеже» представлены масштабные инсталляции Ли Бул. В том числе «Мое великое повествование» — одна из важнейших для понимания творчества художницы, как считает руководитель проекта Анна Кирикова. «Это футуристический архитектурный ландшафт,— рассказывает она,— опоясанный как будто скоростными эстакадами из научно-фантастических фильмов, с приметами городов будущего. Высвечиваемая светодиодными лампами надпись на выполненном из арматуры указателе, напоминающем металлические каркасные конструкции Гюстава Эйфеля, гласит: "Потому что все / только по-настоящему возможно / и все же столь безгранично". Это разрозненные цитаты из романа Пола Боулза "Под покровом небес", написанного в 1949 году. Комбинируя отсылки и прямые цитаты из самых разных источников, Ли Бул создает вымышленный ландшафт, "место, которого нет", то есть свое собственное утопическое повествование. Она систематизирует или архивирует историю, выделяя в ней то, что важно для нее самой, и пересказывает ее сквозь призму собственного опыта».
Анна Кирикова, руководитель проекта «Утопия Спасенная»:
— Проект изначально создавался именно для пространства «Манежа.» Ли Бул была в Петербурге летом 2019 года и провела два дня в «Манеже», на тот момент по стечению обстоятельств там не было выставок, заканчивался демонтаж, поэтому художница получила полное представление о пустой площадке, которую ей предстояло наполнить визуальными смыслами. В дальнейшем для работы над проектом она создала рукотворный макет «Манежа» в масштабе 1:50, на котором работала над расстановкой объектов. Мы в первый раз столкнулись с таким по-хорошему дотошным подходом к работе.
—Сунджун Ким, президент Фонда биеннале в Кванджу, куратор выставки «Утопия Спасенная»:
— К счастью, выставочное пространство «Манежа» оказалось настолько огромным, что мы смогли показать гигантскую инсталляцию «Желание быть уязвимым». Из-за ее размеров было сложно выставить ее со времен показа на Сиднейской биеннале 2016 года. Вслед за этой работой мы решили также включить и другие масштабные инсталляции. Для их монтажа нужны определенные навыки. Из-за пандемии мы не смогли отправиться в Россию и наблюдать за установкой работы. Но команда «Манежа» превосходно справилась с задачей.
—Олеся Туркина, куратор русского раздела выставки:
— Все работы русского раздела отбирались совместно с Ли Бул, соответственно концепции выставки «Утопия Спасенная». Художница полюбила Ивана Леонидова, можно сказать, что в процессе работы над выставкой она открыла его для себя, так же как и Циолковского, чьи дирижабли ей сразу очень понравились, и Никольского, чей макет представлен на выставке. Ей близок Чернихов, так же как и Экстер. Ли Бул с самого начала хотела, чтобы был представлен супрематический фарфор Малевича.