Как подготовить товар на экспорт
Что важно знать товаропроизводителям Удмуртии для успешного выхода на внешние рынки
По данным республиканского Центра поддержки экспорта, количество компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью в Удмуртии, составляет порядка 1%. В США, Европе и Китае цифры в секторе МСП колеблются в запредельном пока для нас диапазоне от 30 до 70%. Столь заметный разрыв во многом объясняется заблуждением, будто в России экспорт слишком затратен по финансам и времени. На самом деле это миф. Успешность начала внешнеэкономической деятельности определяются правильной подготовкой и знанием, как оптимизировать свои издержки, в том числе с помощью господдержки. Несколько советов специалистов и историй реальных предпринимателей, как сделать все быстрее и проще — в продолжении проекта «Время экспортировать» Центра поддержки экспорта Удмуртии и "Ъ-Удмуртия".
Для успешного старта продаж на зарубежных рынках товаропроизводителю прежде всего требуется обратить внимание на три основных этапа подготовки: адаптацию продукта и его рекламных материалов, сертификацию и защиту интеллектуальной собственности.
Начнем с маркетинговой адаптации. Первое, что необходимо сделать любому новичку, собирающемуся стать экспортером, понять — требуется ли адаптировать товар или услугу для покупателя той страны, на которую он ориентируется.
Для примера возьмем успешный кейс из сферы малого и среднего предпринимательства Удмуртии. Как рассказала основатель компании Bungly Boo! Надежда Громова, с момента основания — 4,5 года назад и вплоть до сегодняшнего дня основным направлением нашей деятельности остается производство дизайнерской детской одежды. «Параллельно с созданием предприятия мы запустили собственный интернет-магазин, что сняло с нас вопрос о выходе на экспорт — продукцию Bungly Boo! сразу стали покупать люди из самых разных уголков мира. Вслед за этим довольно быстро пришло понимание, что благодаря “сарафанному радио”, распространившему о нас положительные отзывы, целевой аудиторией нашей компании за границами РФ стала русскоязычная диаспора. Соответственно, все решения по адаптации своей экспортной продукции и ее рекламному продвижению мы теперь обязательно делаем с учетом этого фактора»,— отметила госпожа Громова.
На сегодняшний день география поставок Bungly Boo! включает в себя порядка 40 стран, в том числе США, Австралию, Катар и даже Китай, а наиболее активное сотрудничество налажено с Казахстаном, Украиной, Белоруссией, Латвией, Эстонией и Германией.
После адаптации продукта, следующий важный шаг — определение требований, предъявляемых к товару или услуге в стране назначения.
Эти требования, в свою очередь, плавно подводят будущего экспортера ко второму этапу подготовки – сертификации – и делятся на обязательные и добровольные. К первым относятся требования европейских директив и иные требования других стран: например, для экспорта в Евросоюз электротехнических товаров, обязательно должна быть пройдена Европейская сертификация и присвоена маркировка СЕ.
Ко вторым — добровольным требованиям — среди прочих относятся сертификаты «халяль». При их отсутствии продукцию все равно можно экспортировать, но в регионе Персидского залива и других мусульманских странах пользоваться спросом у покупателей она вряд ли будет.
Есть и другие разновидности сертификации, например, сертификат свободной продажи. Сертификат подтверждает, что отечественный продукт, ввозимый на иностранный рынок, соответствует установленным обязательным требованиям безопасности на рынке России.
Документ будет актуален для экспорта продуктов питания, косметики, товаров бытовой химии, лекарственных препаратов, медицинской техники в страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, а также ряд других стран. А в случае с продукцией животного или растительного происхождения нужно иметь специальное заключение — ветеринарный или фитосанитарный сертификат.
Со сложностями в сертификации можно столкнуться даже там, где их совсем не ждешь. Руководитель ижевской компании «Ялога-НТ» признается, что без помощи извне вряд ли смогла самостоятельно справиться с вопросами сертификации своей нетипичной для масс-маркета продукции — натуральных комплексных пищевых добавок и красителей. По словам директора предприятия Светланы Ситниковой, ориентация на такие популярные мировые тренды, как экологичность помогает компании занимать свободные ниши и выводить на рынок обновленный ассортимент продуктов с натуральностью 90%. «Успех нашей продукции у потребителей Белоруссии и других стран СНГ подтолкнул нас к идее сертификации на европейском рынке. Мы уже провели полный ребрендинг своей продукции и с помощью Центра поддержки экспорта зарегистрировали собственную торговую марку Kreda в странах назначения. Сейчас находимся в процессе прохождения сертификации. Но, надо сказать честно, этот вопрос оказался для нас настолько денежно емким, что мы его потянули только благодаря софинансированию ЦПЭ»,— уточнила госпожа Ситникова.
Третий этап подготовки — защита интеллектуальной собственности. Подвох для новичков здесь кроется в незнании факта, что регистрация в России патента или товарного знака абсолютно не защищает права российских экспортеров за рубежом — там регистрацию надо проходить заново. Это условие также касается программных продуктов, знаков обслуживания, патентов полезных моделей и прочего.
«Ситуации, когда наши товаропроизводители выходили за рубеж под своей товарной маркой и их права нарушали, изготавливая пиратскую продукцию, уже были, поэтому защита интеллектуальной собственности — один из важнейших этапов подготовки к экспорту. В этом вопросе, как и по сертификации, мы помогаем республиканским предпринимателям на условиях софинансирования, выплачивая до 1 млн рублей или 70% от понесенных затрат. Как показывает обширная практика, такой вид поддержки очень востребован среди республиканских экспортеров ранга МСП»,— подчеркнула руководитель Центра поддержки экспорта Валерия Антоненко.
Подробные консультации по защите интеллектуальной собственности, а также вопросам маркетинга, логистики и таможни – бесплатный источник важнейшей информации, чем активно пользуются начинающие экспортеры Удмуртии. Многие из них предпочитают идти еще дальше, развивая сотрудничество с ЦПЭ в рамках софинансирования, особенно по вопросам защиты интеллектуальной собственности и регистрации товарных знаков.
«Мы решили подстраховаться и запустили регистрацию через ЦПЭ для товарного знака Bungly Boo! сразу в нескольких странах Европы и Ближнего зарубежья. Окончательное подтверждение, что у Евросоюза к нам претензий нет, было получено совсем недавно, буквально в середине октября. Одобрение дали для Германии, Эстонии, Латвии и Литвы. Такой успех окрылил, и наши планы на будущее сразу возросли – хотим регистрацию уже на весь Евросоюз и СНГ»,— рассказывает сооснователь компании Bungly Boo! Василий Бабинцев.
В заключение требуется сделать важное дополнение: далеко не всем экспортерам и не во всех случаях придется проходить через перечисленные этапы подготовки. Что потребуется именно вам, можно запросить и детально уточнить в Центре поддержки экспорта.
Начать экспортировать проще, дешевле и быстрее вместе с Центром поддержки экспорта. Оставьте номер телефона на сайте www.exportfornew.madeinudmurtia.ru, и вам обязательно перезвонят.
Указанные меры поддержки предоставляются Центром поддержки экспорта Удмуртской Республики в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт».