Армянского премьера провозгласили стабилизатором
Парламентское большинство намерено оставить Никола Пашиняна у власти
Отставка армянского премьера Никола Пашиняна, которая неделю назад казалась практически неотвратимой, судя по всему, откладывается на неопределенный срок. В среду вечером в Ереване прошел небольшой митинг его сторонников, а в четверг депутаты от правящего блока «Мой шаг» прямо заявили, что не хотят менять премьера, так как стране нужна стабильность.
«Никол — премьер»
Премьер-министр Никол Пашинян, которого, казалось, не ругал в Армении только ленивый, все увереннее берет ситуацию под контроль. После многотысячных митингов в Ереване под лозунгами «Никол — уходи!» и «Никол — предатель!» в среду вечером на площади Республики прошла акция, на которой можно было услышать подзабытое «Никол — премьер!» — так приветствовали армянского лидера сразу после «бархатной революции» 2018 года.
Людей, решивших поддержать господина Пашиняна в такой непростой момент, было всего несколько сотен, но сам факт можно считать показательным. Премьер, так же как и в 2018 году, когда его можно было случайно встретить в центре Еревана, неожиданно вышел к своим сторонникам и призвал разойтись — в стране все еще действует военное положение, и любые массовые акции запрещены. «Я вам обещаю, что не изменил народу. И обещаю, что, когда будет необходимость, всех вас позову на площадь»,— сказал он.
Оппозиционеров, конечно же, вся эта акция не впечатлила. Бывший глава Службы национальной безопасности (СНБ) Армении и лидер партии «Родина» Артур Ванецян предположил, что люди, выступившие в поддержку Никола Пашиняна, могли быть привлечены путем «различных манипуляций». «Человек, подписавший капитуляцию, не имеет морального права быть лидером народа и руководить страной»,— сказал господин Ванецян, подчеркнув, что как бывший сотрудник органов безопасности поддерживает исключительно законные методы достижения этой цели. Он добавил, что оппозиция готова предоставить Николу Пашиняну и его семье гарантии физической безопасности в случае добровольного ухода.
Напомним, что в отношении Артура Ванецяна и целого ряда других оппозиционных политиков выдвинуты обвинения в подготовке убийства армянского премьера, но меру пресечения в виде заключения под стражу пока избрали не всем.
«Законных методов», которыми рекомендует пользоваться Артур Ванецян, по сути, два: это убедить Никола Пашиняна уйти в отставку по собственному желанию либо отправить его туда решением парламента. Но и то и другое кажется маловероятным.
Депутаты от правящего блока «Мой шаг», контролирующие две трети кресел в парламенте, прямо дали понять, что намерены оставить господина Пашиняна на его посту. А несколько человек, покинувших фракцию за последнюю неделю, не сильно ослабили ее позиции.
Как заявила вице-спикер армянского парламента Лена Назарян, фракция «Моего шага» не готова заменить Никола Пашиняна даже на другого представителя правящей партии. «Как бы парадоксально это ни звучало, но мы считаем, что Никол Пашинян сейчас является фактором, стабилизирующим ситуацию в стране. Иного кандидата я и представить не могу»,— сказала госпожа Назарян.
С ней солидарен другой вице-спикер парламента — Ален Симонян. «Остаться или уйти Пашиняну, решит народ, а в данный момент нужно стабилизировать ситуацию и уже потом обсуждать, что и как,— сказал он “Ъ”.— Проведение внеочередных выборов не исключаю, и я уверен, что партия Пашиняна наберет большинство». На вопрос, когда планируется отменить введенное 27 сентября военное положение, чего требует оппозиция, вице-спикер ответил: «Военное положение будет отменено, когда будет ясно, что война закончилась. Сейчас есть лишь заявление сторон, и, опираясь только на заявление, отменять (военное положение.— “Ъ”) считаю неправильным. Оппозиция имеет право говорить все что угодно».
Тем временем армянская полиция продолжает разгонять акции протеста и задерживать их участников, демонстрируя верность нынешней власти.
Еще одним свидетельством укрепления позиций Никола Пашиняна можно назвать назначение им чиновников взамен уволившихся в знак протеста. Например, в четверг он назначил нового главу МИДа — Ару Айвазяна. Господин Айвазян уже поговорил по телефону со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, обсудив детали «практической реализации трехстороннего соглашения по Карабаху от 10 ноября и деятельности российской миротворческой миссии».
Тем временем в Нагорном Карабахе начинает работу межведомственный центр гуманитарного реагирования. В четверг его сотрудники прилетели в Ереван на военно-транспортных самолетах, а уже на следующий день будут готовы приступить к решению первоочередных задач.
В состав центра гуманитарного реагирования войдут пять структур, занимающиеся разминированием, транспортным, медицинским и торгово-бытовым обеспечением, а также примирением враждующих сторон. Структура, занимающаяся примирением, будет располагать теле- и радиовещательными станциями, а также выпускать газету «Вестник миротворца».
Кто виноват
В Армении по-прежнему не проходит ни дня без ожесточенных споров о причинах поражения в войне. На этот раз настоящей сенсацией стало выступление генерал-полковника Мовсеса Акопяна, возглавлявшего в дни войны службу военного контроля, а затем добровольно ушедшего в отставку.
Господин Акопян сообщил, что супруга премьер-министра Никола Пашиняна Анна Акопян в нарушение правил находилась на командном пункте армии обороны Нагорно-Карабахской республики (НКР), а его просьба к ней уйти, чтобы не вызывать неловкость у офицеров, «которые в такой ситуации могли и материться», повергла начальство в гнев. Генерала Акопяна вызвали в Ереван, и министр обороны сообщил ему, что решением премьера ему запрещено работать в НКР.
Перечисляя более масштабные ошибки политического руководства, Мовсес Акопян рассказал, что на третий день войны, 30 сентября, премьер Пашинян приказал остановить пополнение вооруженных сил резервистами, сделав ставку на добровольцев. К тому времени НКР выполнила план пополнения на 78%, а Армения — на 52%. Эффективность армии, по мнению генерала Акопяна, также снижало устаревшее вооружение, закупленное за два года правления Никола Пашиняна и оказавшееся бесполезным в войне. Речь идет о зенитно-ракетных комплексах «Оса» и самолетах Су-30СМ без вооружения. Вместо них, считает господин Акопян, лучше было купить ЗРК «Тор», которые Россия была готова продать. «Россия вела себя как поистине дружественное Армении государство. Россия поставляла вооружения, о которых мы даже мечтать не могли»,— уточнил он.
Наконец, отвечая на вопрос, почему Ереван не применил ракетный комплекс «Искандер», который был у него на вооружении и мог поразить цель практически в любой точке Азербайджана, Мовсес Акопян неожиданно заявил, что «Искандер» применялся,— хотя азербайджанская сторона об этом не сообщала. Самой мощной ракетой, упавшей на территории Азербайджана в течение войны, был «Эльбрус», или, по натовской классификации, SCUD. Ими были уничтожены два жилых дома в Гяндже, хотя в Армении утверждали, что непричастны к атаке.
Сообщить детали, где и когда армянская сторона, по его сведениям, применила ракету «Искандер», Мовсес Акопян отказался.
Пресс-конференция Мовсеса Акопяна вызвала бурную реакцию в СМИ и соцсетях Армении, и власть была вынуждена реагировать. Пресс-секретарь премьера Мане Геворкян написала в Facebook, что заявлениями Мовсеса Акопяна «должны заняться правоохранительные органы». Советник генпрокурора Гор Абрамян, в свою очередь, сообщил, что запись пресс-конференции Мовсеса Акопяна уже направлена в Специальную следственную службу (ССС), которая тут же вызвала генерала на допрос.
В свою очередь, оппозиция восприняла сказанное на пресс-конференции как подтверждение своей правоты. «После разоблачений Мовсеса Акопяна военно-политическое руководство страны ни при каких условиях не может оставаться на своем посту»,— заявил “Ъ” глава оппозиционной фракции «Просвещенная Армения» Эдмон Марукян, добавив, что следователи должны дать действиям властей уголовно-правовую оценку.