Электронные паспорта буксуют в Приморье
Автовладельцы столкнулись со сложностями при оформлении новых документов
Система электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС), заработавшая с 1 ноября, привела к коллапсу авторынка Приморья. Организаций, имеющих право выдавать документы, оказалось слишком мало, в результате граждане не могут оформить уже ввезенные автомобили. Компании также жалуются на нестабильную работу информационной системы ЭПТС. Оператор системы — АО «Электронный паспорт» — признает проблемы и рассчитывает решить их в ближайшее время.
Проблемы приморских автовладельцев и предпринимателей связаны с новыми правилами, согласно которым все автомобили, выпускаемые в обращение в РФ, с 1 ноября вместо бумажных паспортов транспортного средства (ПТС) получают паспорта электронные. Импортеры и производители оформляют ЭПТС самостоятельно, гражданам при самостоятельном ввозе авто сначала надо обратиться в испытательную лабораторию, получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и электронный паспорт, затем обратиться в ФТС для растаможки машины.
Сейчас во Владивостоке работают всего четыре лаборатории, рассказал “Ъ” сотрудник одной из сертификационных компаний Денис Максименко: «У них всего пять-шесть специально оборудованных рабочих мест с электронным ключом для доступа в систему. Это совершенно не соответствует потребностям». Владивостокская таможня ежедневно пропускает через границу в среднем 300 автомобилей. В компании «Центр испытаний ДВ» (испытательная лаборатория) рассказали, что по факту документы на один автомобиль оформляются 4–5 дней.
«Люди забирают автомобили с таможенных складов (стоимость хранения 450 руб. в сутки первые трое суток, затем 750 руб.— “Ъ”), но не могут ими распоряжаться, поскольку получить ЭПТС весьма проблематично»,— говорит гендиректор ООО «Веросса» (занимается ввозом автомобилей) Дмитрий Пенязь.
По его словам, в сутки оформляются ЭПТС всего на 60–70 автомобилей. «Ситуация с электронными ПТС близка к критической»,— подтверждают в компании по поставке автомобилей из Японии Carwin. До сих пор, говорит Денис Максименко, не получили паспорта автомобили, ввезенные 6 ноября.
Гендиректор АО «Электронный паспорт» Илья Минкин заявил, что проблема не является массовой — физлица ввозят в Россию порядка 100 тыс. автомобилей в год, что составляет несколько процентов от всего рынка. «Но в отличие от производителей, это неорганизованные массы людей,— пояснил господин Минкин.— Проблемы есть в первую очередь в Приморском крае, где мы видим смесь бизнеса и частных людей, которые занимаются ввозом автомобилей. Тут небольшая затычка с 1 ноября действительно произошла». Таможенные органы, по его словам, оформляют в день 400–450 автомобилей, а испытательные лаборатории — около 300 паспортов. «Это означает, что лаборатории где-то на 40% не успевают,— резюмировал господин Минкин.— Но вчера и сегодня уже начали подключаться новые лаборатории из других регионов. Ситуация выравнивается».
Часть вины за сложившуюся ситуацию лежит на АО «Электронный паспорт», считает гендиректор компании «Услугиавто» (испытательная лаборатория, оформляет электронные паспорта) Юрий Пархоменко: система пока еще нестабильно работает, по факту удается оформлять только 6–7 ЭПТС в день. «Но основная проблема все-таки в неподготовленности местного бизнеса и органов власти,— считает господин Пархоменко.— ЭПТС готовили с 2014 года, сколько разговоров было об этом. Но до последнего момента в Приморье все находились в расслабленном состоянии». «Сейчас проблем не вижу. У нас все давно отлажено и работает, машины регистрируются,— заявил “Ъ” управляющий директор АО “Электронный паспорт” Борис Ионов.— А на Дальнем Востоке, к сожалению, такой менталитет: до последнего ждали, что не введут электронные паспорта, а 2 ноября схватились за голову. Теперь приходится в срочном порядке перестраиваться».
По данным “Ъ”, еще в 2019 году МВД обращалось в правительство, предупреждая о рисках из-за дефицита лабораторий: ведомство прогнозировало «частичное блокирование процессов регистрации транспортных средств» и даже возможное нарушения прав граждан на пользования автомобилями.
Между тем авторынок Дальнего Востока может подвергнуться очередному удару: в декабре истекает срок действия льготного порядка ввоза праворульных автомобилей без установки системы вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС».
Если порядок не будет продлен, то автомобили без этой системы не смогут получить СБКТС и остальные документы. В середине октября вице-премьер Юрий Трутнев заявил о планах продлить льготный режим, но каких-либо документов не выходило. «Осталось две недели, а решения так и нет. Если жителей региона заставят платить за кнопку “ЭРА-ГЛОНАСС”, то рынок встанет окончательно»,— говорит Дмитрий Пенязь.