«Республика» отдает магазины в хорошие руки
Развитием офлайн-продаж займутся франчайзи
Книжная сеть «Республика» передаст все магазины франчайзи, а сама будет управлять только интернет-магазином, чтобы сократить расходы. Если компания не сможет расплатиться с кредиторами и собственник франшизы поменяется, условия работы лицензиатов могут измениться, предупреждают юристы.
Сеть магазинов книг и подарков «Республика» откажется от собственных магазинов в пользу сети, функционирующей по лицензионному договору, сообщил “Ъ” представитель компании. По его словам, при текущей долговой нагрузке и сниженном в связи с пандемией покупательском трафике компания не может себе позволить содержать розничную сеть.
До пандемии компания управляла примерно 40 магазинами в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. После сокращения сети на фоне финансовых проблем, о которых “Ъ” сообщал 25 мая, у «Республики» осталось 12 магазинов в Москве и один в Екатеринбурге. Из них девять (включая екатеринбургский) уже переведены под управление франчайзи. Кто это, в сети не раскрывают, отмечая лишь, что речь идет о «непубличных компаниях». Еще четыре точки в Москве также передадут под лицензионное управление «в случае поступления соответствующих предложений», уточнили в «Республике».
Новая модель работы предполагает, что лицензиаты будут управлять всеми точками, а «Республика» — только интернет-магазином.
В лицензионном договоре «Республика» не требует от лицензиатов заключать договоры с конкретными поставщиками и не стандартизирует формат, подчеркивают в сети. В существующих точках сохранится интеграция с интернет-магазином, то есть они продолжат работать как пункты самовывоза. «Есть предложения об открытии магазинов под брендом "Республика" в других регионах»,— добавили в компании, не уточняя деталей.
Арбитражный суд Москвы 16 ноября зарегистрировал заявление «Республики» о собственном банкротстве — коронакризис нанес компании «непоправимый ущерб», поясняли в ее пресс-службе. Но проблемы у сети начались еще до пандемии: дыра в капитале оценивалась в 120 млн руб., ее возникновение партнеры сети связывали с агрессивным ростом и давлением на книжную розницу со стороны онлайн-торговли. Уже подано более 20 исков к «Республике» от партнеров, включая претензии от крупнейшего в России книгоиздателя «Эксмо-АСТ» на 122 млн руб.
Лицензиаты «Республики» рискуют, полагает партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин.
Если сеть не сможет расплатиться с кредиторами, по закону все ее активы, включая товарный знак, будут выставлены на продажу. Новый собственник может внести изменения в договоры франшизы, поясняет юрист.
По его мнению, у конкурсного управляющего сети будет возможность «выкрутить руки лицензиатам», воспользовавшись правом отказаться от договора. То есть либо они соглашаются на повышение стоимости лицензии, уточняет господин Клеточкин, либо договор расторгается и они вынуждены оперативно менять бизнес.
Если условия лицензионных договоров рыночные и не ущемляют прав должника, никто не будет оспаривать сделки, возражает директор департамента корпоративного права РКТ Елена Кравцова. В самой «Республике» лишь подчеркивают, что партнеры сами были инициаторами выкупа лицензий, взяв на себя «риски бренда в связи с банкротством компании самостоятельно и осознанно».
Вряд ли «Республика» преследует цель заработать на франшизе — скорее, пытается сохранить бренд на рынке, полагает эксперт каталога franshiza.ru Анна Рождественская.
«У партнеров-франчайзи иногда получается эффективнее работать с персоналом и договариваться с арендодателями, что в сегодняшней ситуации составляет большую расходную часть компании»,— комментирует она. В подобных ситуациях либо ищут стратегического инвестора на всю розничную сеть, либо раздают магазины «поштучно» и в первую очередь предлагают передать магазин в управление практически бесплатно сотрудникам или директору магазина, говорит госпожа Рождественская. Франчайзи-партнеры становятся по сути «антикризисными менеджерами с невнятными перспективами», поэтому стоимость таких сделок обычно «крайне маленькая», указывает эксперт. «Так было когда-то с сетью домашних товаров "Уютерра", но в итоге вся розничная сеть была закрыта, продолжил работать только интернет-магазин»,— резюмирует она.