Корпоративному образованию объединяют средства
РСПП предложил правительству рассмотреть механизмы софинансирования
Как следует из предложений Российского союза промышленников и предпринимателей, озвученных правительству на встрече в конце октября, компаниям в России необходима государственная поддержка корпоративного образования. По мнению объединения, организовать ее можно с помощью создания механизма софинансирования расходов на обучение сотрудников. В Минтруде посчитали это предложение подходящим для дальнейшего обсуждения, однако отметили, что разделить расходы на обучение сотрудников с государством в ряде случаев можно уже сейчас.
В конце октября РСПП предложил правительству поддержать ряд своих инициатив в трудовой сфере, в частности выступив в пользу введения механизма софинансирования за счет бюджетных средств корпоративных образовательных программ. Это следует из протокола №12 бюро правления РСПП, подписанного главой союза Александром Шохиным по итогам встречи с Владимиром Путиным 21 октября, на которой были приняты «Основные направления взаимодействия государства и бизнеса».
Как следует из них, союз указывает на необходимость завершить работу над нормативной базой для перехода на электронный документооборот. Электронная трудовая книжка, напомним, постепенно вводится в обращение с начала текущего года, электронный кадровый документооборот, напротив, пока существует только в виде эксперимента Минтруда и ряда крупных компаний. Также РСПП просит при завершении работы над проектами федеральных законов, регулирующих дистанционный и комбинированный форматы занятости, избежать роста административной нагрузки на работодателей. Сейчас эти инициативы готовятся в Госдуме ко второму чтению.
Также объединение предложило совместно подготовить предложения по временным мерам стимулирования занятости, востребованным из-за введения в РФ противоэпидемических мер в связи с эпидемией коронавируса. Среди них, по мнению РСПП, наиболее актуальным был бы механизм софинансирования за счет бюджетных средств корпоративных программ по повышению квалификации и переобучению новых работников. В рамках софинансирования компании могли бы получить компенсации из бюджета на расходы на обучение, выплату стипендий, компенсацию затрат на аренду жилья для иногородних работников, затрат за обучение во внешних учебных заведениях, затрат на оплату работы наставников. Кроме того, по мнению РСПП, было бы важно упростить механизм компенсации расходов, сократив список необходимых для подачи документов.
Стоимость корпоративного обучения
Сейчас, по данным из совместного доклада Центра стратегических разработок и Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ, корпоративное образование практикуется примерно в половине существующих в РФ крупных и средних предприятий, что значительно превосходит показатели ряда стран, таких как Германия, Португалия, Польша. В то же время доля работников, охваченных такими программами, в РФ составляет всего около 13% работников страны, что значительно ниже, чем в большинстве европейских стран (в Германии –35%, в Испании –51%, в Швеции –70%). На протяжении последнего десятилетия охват дополнительным профессиональным обучением оставался примерно на одном уровне. В периоды экономических рецессий 2009–2011 годов и 2014–2016 годов доля предприятий, предоставляющих обучение своим сотрудникам, сокращалась, но показатели вовлеченности работников в программы дополнительного обучения практически не менялись. Наиболее высокие показатели охвата образовательными программами демонстрирует добывающий сектор (26%), на втором месте (18%) — транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. На третьем — обрабатывающие производства (17,7%). Наименее активны в этой сфере компании, занимающиеся торговлей, гостинично-ресторанным бизнесом, а также сельским хозяйством. Таким образом, с большей вероятностью обучают своих сотрудников прибыльные, экспортно ориентированные, технологически продвинутые компании. Оказывает влияние и размер предприятий: доля обучающих работодателей среди крупных работодателей примерно в 1,5 раза выше по сравнению с малым бизнесом, поскольку за счет эффекта масштаба крупным фирмам легче организовывать дополнительное обучение своих сотрудников.
Как следует из данных аналитического центра НАФИ, в основном на рынке востребованы образовательные программы по финансовому менеджменту, бухучету и налогообложению (их проходили в 49% организаций) и по трудовому праву и кадровому производству (36%). Реже обращались к обучению эффективным продажам (23%) и менеджменту (16%). Курсы по маркетингу и тайм-менеджменту были актуальны для 13% предприятий соответственно. HR-технологиям и логистике обучались в 11% организаций, а работе в команде — в каждой десятой. Таким образом, текущее корпоративное образование носит скорее обслуживающий, чем прогрессивный характер. В большинстве компаний оно закрывает потребности развития компетенций для базовых процессов в бухгалтерском и кадровом учете, в продажах. В случае с бухучетом это продиктовано привязкой к меняющейся законодательной базе, в случае с продажами — динамизмом профессии. В то же время, согласно докладу Всемирного банка, работодатели отмечают существенную нехватку социальных и поведенческих навыков у работников, в том числе предполагающих умение работать с людьми. В том числе отмечается острая нехватка когнитивных навыков высокого порядка — умение решать проблемы, возникающие в ходе работы. Однако, по оценке ЦСР, на получение таких навыков направлено в основном обучение руководителей и специалистов, тогда как обучение рабочих — именно на развитие профессиональных навыков.
Сейчас государственная поддержка корпоративного образования в России относительно невелика, впрочем, похожим образом ситуация выглядит и в других странах. По данным Всемирного банка, в среднем только 21% предприятий даже в развитых странах могут использовать государственные средства для поддержки своих сотрудников путем переподготовки и повышения квалификации. Как указывают авторы доклада «The future of jobs», государственный сектор должен оказывать более сильную поддержку переподготовке и повышению квалификации работников из групп риска или уволенных. Государственный сектор должен будет создать стимулы для инвестиций в рынки и рабочие места завтрашнего дня, обеспечить более прочную систему социальной защиты для уволенных работников в период смены профессии и решительно заняться давно откладывающимися улучшениями в системах образования и профессиональной подготовки. Кроме того, для правительств будет важно рассмотреть долгосрочные последствия для рынка труда сохранения, отмены или частичного продолжения мощной кризисной поддержки COVID-19, которую они оказывают для поддержки заработной платы и сохранения рабочих мест в большинстве стран с развитой экономикой.
Переход к онлайн-образованию
В России с 2018 года в рамках нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» реализуется федеральный проект «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда». В 2019 году в проекте принял участие 31 регион, в 2020 году — 50 субъектов РФ. Почти за два года обучение прошли порядка 63 тыс. работников. Цель обучения — повысить производительность труда на предприятиях и поддержать занятость работников, например через повышение квалификации или приобретение новой профессии. В рамках нацпроекта «Демография» действует своя программа профессионального переобучения для граждан предпенсионного возраста. В 2019 и 2020 годах обучение через органы службы занятости прошли более 170 тыс. граждан старше 50 лет. Кроме того, свыше 50 тыс. пожилых граждан прошли обучение по международным профессиональным стандартам WorldSkills. В 2021 году в рамках нацпроекта «Демография» планируется переобучить 115 тыс. безработных граждан. По программам обучения для граждан, ищущих работу или находящихся под риском увольнения, до конца 2020 года переобучение пройдут 110 тыс. человек. Как пояснили “Ъ” в Минтруде, переобучение и повышение квалификации работников в рамках федерального проекта по поддержке занятости и роста производительности труда идет по востребованным на рынке труда и предприятиях профессиям. Среди таких программ: «Продвинутое использование Linux», «Профессиональная разработка на языке PHP», «Основы управления проектами», «Проектирование зданий и сооружений. 3D инженерные сети. 3D визуализация» и др. Участвовать в обучении могут работники производств, их линейные руководители, а также сотрудники обеспечивающих подразделений.
В Минтруде подчеркнули, что, согласно правилам участия в нацпроекте, предприятия могут получить возмещение расходов на обучение работников, однако оно возможно только при обучении сотрудника во внешнем образовательном центре. Так, компания-участник вправе выбрать образовательную организацию или учебный центр, которые имеют лицензию на осуществление данной деятельности. Возмещается средняя стоимость обучения за один месяц на одного обучающегося — не более 30 тыс. руб. Важно, чтобы цель выбранной учебной программы соответствовала приоритетным задачам повышения производительности труда и затрагивала одно из следующих направлений: управление персоналом, IT-технологии, бережливое производство, профильные производственные компетенции. Работодателю необходимо обратиться в центр занятости по месту нахождения компании и оставить заявку на обучение работников, а также выбрать обучающую организацию. Центр занятости проверит документы и примет решение о выдаче субсидии. После одобрения предприятие подписывает договор о сотрудничестве с обучающей организацией и заключает с центром занятости соглашение о возмещении расходов после обучения. Когда все этапы обучения пройдены, работодатель должен предоставить в центр занятости отчет о проведенном обучающем мероприятии и достижении показателей результативности. После этого компенсируются затраты на обучение.
С учетом специфики рынка корпоративного образования в РФ очевидно, что такой механизм компенсации расходов не соответствует сложившейся практике. Как показывает статистика ВБ, существенная часть (38%) компаний в России полагается на внутренние ресурсы при организации образовательных программ для сотрудников. Еще треть использует услуги внешних обучающих организаций и только около 20% обращаются к государственным образовательным программам.
Как сообщили “Ъ” в ведомстве, судьба предложений РСПП пока не ясна. «В каком именно формате будет участвовать работодатель — направлять соискателей сам, а потом получать компенсацию, или отбирать кандидатов из числа состоящих на учете в центрах занятости, или формировать заявку на необходимое число сотрудников, которые должны пройти обучение, будет обсуждаться дополнительно с социальными партнерами в рамках РТК. Приоритетом для государства в этом вопросе будет сохранение занятости, то есть обучение тех граждан, кто находится под риском увольнения, и обучение оставшихся без работы уязвимых категорий работников, в том числе предпенсионеров, мам с детьми дошкольного возраста»,— отметили в пресс-службе министерства. Отметим, что, хотя работодатели регулярно выступают с подобными предложениями, до сих пор им не удалось убедить правительство в необходимости создания такого механизма. Как следует из материалов РСПП, объединение уже несколько лет выступает с предложением отнести расходы на корпоративные программы в счет расходов на производство, таким образом сделав их подходящими для льготного налогообложения.