Рояль на горе
Умер Юрий Балашов
В возрасте 65 лет скончался Юрий Балашов — художник, дизайнер, музыкант. Его прославили оформленные им альбомы отечественных и западных исполнителей — от Софии Ротару и ВИА «Лейся, песня» до Фрэнка Заппы.
Юрий Балашов родился в 1955 году и был двенадцатым ребенком в семье секретаря Лазаря Кагановича и Иосифа Сталина Алексея Балашова. С 18 лет Юрий Балашов работал художником-оформителем. А в 25 лет начал сотрудничать с фирмой «Мелодия». Его первой работой стала обложка диска Софии Ротару. А в 1983 году «Мелодия» вручила ему приз, как победителю конкурса среди авторов оформления пластинок, за обложку диска группы «Лейся, песня».
В первые годы горбачевских реформ Юрий Балашов начал активно сотрудничать с «Центром» Стаса Намина и стал его арт-директором. Авторству Юрия Балашова принадлежал логотип группы Gorky Park — первого отечественного рок-коллектива, целенаправленно созданного «на экспорт». Логотип представлял собой серп и молот, трансформированные в буквы G и P. Это был один из самых узнаваемых символов перестроечного СССР, так как группа активно гастролировала за рубежом, а клип «Bang» крутили по MTV.
Благодаря работе со Стасом Наминым, Юрий Балашов познакомился с Фрэнком Заппой, Питером Гэбриелом, Йоко Оно, Scorpions и другими гостями Центра. Отправившись в США вместе с «Парком Горького», Балашов задержался там на четыре года. Брался за любую работу — оформлял витрины магазинов, проектировал детскую мебель, делал различного рода дизайн в модном тогда «русском» стиле.
В 1993 году Фрэнк Заппа, с которым они часто виделись еще во время деловых визитов музыканта в Москву, пригласил Балашова на свой день рождения и предложил оформить альбом «Civilization Phaze III». Работа заняла два месяца. Балашов описывал это изображение следующим образом: «Гора Джомолунгма, на вершине которой стоит рояль, и из рояля пышет пламя. Огонь поднимается в небо, и там куча брошенных лестниц на пути к этой вершине. Рояль оброс, как ракушками, старыми и новыми постройками, небоскребами, но уже на контр-уклоне, и сам рояль недостижим практически, только вертолетом можно добраться». До сих пор сложно поверить в то, что обложка была сделана без использования компьютерной графики. Альбом «Civilization Phaze III» получил Grammy за лучшее оформление и оказался последней прижизненной работой Заппы.
Среди русско-американских друзей Юрия Балашова был Виктор Гинзбург, позднее ставший известным, как режиссер фильма «Generation P» по роману Виктора Пелевина, а в Америке работавший над фильмом «Нескучный сад», для которого Балашов нарисовал афишу. В своих интервью Балашов вспоминал и Кирилла Дыжина, который позднее, под именем Гермес Зайготт, стал одним из первых участников творческого объединения Gazgolder. По словам Балашова, иногда к их совместному калифорнийскому музицированию присоединялась Жанна Агузарова. А в другом их проекте, «Гуси», приняли участие актриса Наталья Андрейченко и экс-солист «Автографа» Артур Беркут.
В 1996 году Юрий Балашов вернулся на родину году и продолжил сотрудничество с «Центром» Стаса Намина. В качестве музыканта Юрий Балашов работал с группами «Намгар», «Оркестр неизвестных инструментов», «Моно и Исай» и другими. С 1997 играл в этно-электронной группе «Волга», в состав которой входила также фолк-певица Анжела Манукян, Роман Лебедев из «Коррозии металла» и участник «Центра» и «Ночного проспекта» Алексей Борисов. Стиль «Волги», как указывалось на официальных ресурсах коллектива, представлял собой «синтез танцевальных ритмов и традиционной славянской полиритмии в сочетании с атмосферным эмбиентом и нойзом, акустической перкуссией и экологически чистыми мелодиями». В композициях «Волги» использовались аутентичные русские тексты XII—XIX веков.
Юрий Балашов музицировал, используя инструменты собственной конструкции. Любимым был «сукозвук» — вариация на тему инструмента, придуманного еще в США и представлявшего собой корягу с натянутой струной. В конце 1990-х у «Волги» сложилась вполне успешная международная карьера, причем, это уже не были выезды на гастроли на волне интереса к перестроечной России. Группа смогла создать уникальный звук, заинтересовавший поклонников world music.
Несколько дней назад о серьезной болезни Юрия Балашова сообщил в своих соцсетях Гермес Зайготт. А сегодня он же разместил пост о его «переходе в другое измерение». «Я даже не думала что Юра умрет»,— написала в своем фейсбуке Анжела Манукян. Юрий Балашов был художником, каллиграфом, музыкантом, скейтбордистом: в нем было столько жизни, что и правда казалось, будто смерть о нем каким-то образом забудет.