«Сербия свой малый корабль должна привязать к большому русскому кораблю»
В Белграде простились с патриархом-государственником
В воскресенье в Белграде прошли похороны патриарха Сербского Иринея, скончавшегося накануне от коронавируса. Десятилетие его пребывания на посту главы Сербской православной церкви (СПЦ) характеризовалось заметным сближением СПЦ и государства и близкими связями патриарха с премьером, ныне президентом Сербии Александром Вучичем. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
Патриарха Иринея похоронили в крипте главной православной церкви Сербии — храма Святого Саввы. В стране объявлен трехдневный траур. Помимо иерархов и священников СПЦ на похоронах присутствовали представители других православных церквей (РПЦ представлял митрополит Иларион) и практически все государственное руководство Сербии во главе с президентом Александром Вучичем. Соболезнования в связи с кончиной предстоятеля СПЦ выразили многие иностранные лидеры, в том числе президент России Владимир Путин.
Проститься с патриархом пришли тысячи жителей Сербии. Призывы медиков соблюдать меры по борьбе с коронавирусом — в условиях, когда в Сербии зафиксирован один из самых высоких в регионе уровней распространения COVID-19,— мало кто услышал. В масках были немногие, люди в храме и вокруг него дистанцию не соблюдали, сотни целовали закрытый стеклом гроб с телом патриарха. Главный эпидемиолог Сербии Предраг Кон только развел руками: «Такое мероприятие в условиях массовой эпидемии неприемлемо, но это то, что нельзя запретить».
Заражение COVID-19 у 90-летнего Иринея обнаружили 4 ноября, когда он вернулся из Подгорицы с похорон скончавшегося от коронавируса митрополита Черногорско-Приморского СПЦ Амфилохия, где меры по борьбе с эпидемией тоже не соблюдались, что обернулось резким ростом числа заразившихся коронавирусом в стране (см. “Ъ” от 1 ноября). Патриарха лечили в специализированном военном госпитале в Белграде лучшие сербские и прибывшие им в помощь российские врачи. Но в четверг здоровье Иринея резко ухудшилось, и в пятницу утром СПЦ сообщила о его кончине. Впрочем, первым об этом объявил в своем аккаунте в Twitter президент Александр Вучич.
Произошло так явно не случайно. В десятилетие патриарха Иринея наблюдалось заметное сближение СПЦ с государством, близкими были и связи предстоятеля сначала с премьером, а ныне президентом Александром Вучичем. Недавно патриарх вручил господину Вучичу высшую церковную награду в Сербии — орден Святого Саввы, объявив, что «он как лев борется» за Косово. Это вызвало неодобрение ряда иерархов СПЦ, подозревающих Александра Вучича в «готовности сдать Косово», но на близкие отношения патриарха с президентом не повлияло.
Ириней часто обвинял власти соседних Хорватии, Боснии и Черногории в «ущемлении прав сербов». Некоторые его заявления на эту тему оборачивались региональными скандалами. В частности, когда пару лет назад он объявил, что «положение церкви в Черногории тяжелее, нежели при османской оккупации, а статус сербов хуже, чем при НДХ (фашистской Независимой державе Хорватии.— “Ъ”)».
Несмотря на близость с президентом, сербский патриарх скептически относился к планам Белграда по интеграции в Евросоюз, что Александр Вучич называет своим приоритетом. Ириней не раз повторял, что Сербия «вряд ли когда-либо купит себе входной билет в ЕС ценой введения санкций против России», и говорил, что «Сербия свой малый корабль должна привязать к большому русскому кораблю».
На церемонии прощания Александр Вучич привел слова патриарха во время последнего разговора с ним в больнице: «Сделай все, что можно, для Косово и Республики Сербской». Президент Сербии был последним, кто выступил на похоронах.