Старые машины бегут впереди рынка
Подержанные автомобили подорожали на 16% с начала года
Автомобили с пробегом за январь—октябрь выросли в цене на 16%, то есть дорожали даже быстрее, чем новые машины, следует из подсчетов «Авто.ру». Наиболее популярными брендами на рынке стали Ford Focus, а также корейские Kia Rio и Hyundai Solaris, потеснив прежний бестселлер — Lada. Цены на подержанные автомобили продолжат расти как минимум до весны 2021 года, полагают эксперты.
В январе—октябре подержанные автомобили в России подорожали в среднем на 16%, до 576,7 тыс. руб., подсчитали в «Авто.ру». Это сопоставимо с темпами роста стоимости новых автомобилей — за десять месяцев года она увеличилась в пределах 15% (см. “Ъ” от 21 октября).
В маркетплейсе отмечают, что подержанные машины дешевели только в период наиболее жестких ограничений из-за коронавируса в апреле (цена упала на 11% по сравнению с мартом, до в среднем 473,8 тыс. руб.). С апрельского минимума к ноябрю цены выросли уже на 22% на фоне активного спроса из-за девальвации рубля и ожидания роста цен на рынке новых автомобилей.
Среди топ-10 самых продаваемых подержанных моделей на «Авто.ру» более всего подорожали:
- Mercedes-Benz E-Class — на 23%, до 1,2 млн руб.,
- Toyota Camry — на 12%, до 1,1 млн руб.,
- Kia Rio — на 11%, до 577,2 тыс. руб.,
- Skoda Octavia — на 11%, до 598,1 тыс. руб.,
- Ford Focus — на 5%, до 372,5 тыс. руб.,
- Opel Astra — на 4%, до 383,2 тыс. руб.,
- ВАЗ-2107 — на 8%, до 64,9 тыс. руб.
Lada-2114 (Samara, 106,8 тыс. руб.) и Lada Priora (209,9 тыс. руб.), наоборот, подешевели на 2% и 3% соответственно.
Lada Samara еще недавно была бестселлером рынка машин с пробегом, но в октябре, по данным «Автостата», даже не вошла в тройку лидеров. Наибольшим спросом теперь пользуются Ford Focus (14,3 тыс. машин), а также корейские Kia Rio и Hyundai Solaris (13,1 тыс. и 12,8 тыс. соответственно). В целом в октябре б/у сегмент вырос четвертый месяц подряд — на 12%, до 588 тыс. автомобилей.
Ситуация с дефицитом автомобилей на рынке с пробегом постепенно приходит в норму, считает директор «Авилон.Автомобили с пробегом» Николай Баскаков: на склады дилеров наконец начали поступать новые автомобили, которые были заказаны еще летом, и покупатели охотно сдают свои машины в трейд-ин, пользуясь дополнительными скидками по программам поддержки от импортеров, что и позволяет плавно восполнять сток автомобилей с пробегом на рынке.
В целом дилер видит стабильный покупательский спрос и уверен, что такие темпы сохранятся до конца года: многие хотят успеть приобрести автомобиль в оставшиеся месяцы, ожидая, что цены снова подрастут.
Только за третий квартал цены на б/у машины в среднем выросли на 10–15%, отмечает господин Баскаков.
Директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «Автоспеццентр» Владимир Желобов соглашается, что цены на машины с пробегом росли из-за ослабления рубля и дефицита новых машин, связанного с приостановкой работы заводов в пандемию. Он также делает ставку на дальнейшее удорожание, отмечая, что укрепления рубля пока не предвидится: спрос остается стабильным и высоким.
В «Авто.ру» отмечают, что, исходя из типового цикла владения автомобилем (по данным «Автостата», на лето 2019 года он составлял 6,3 года), сейчас на рынке должны появиться машины, купленные после кризиса 2014 года.
Их будет меньше, чем поступало на вторичный рынок в предыдущие годы.
Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что дефицит на «новые хорошие предложения машин с пробегом есть», но цены как в сегменте новых, так и подержанных машин будут расти, пока эффект девальвации, который он оценивает в 30%, не будет полностью переложен в стоимость машин. Затем спрос начнет падать, а цены зафиксируются. По его мнению, рост цен будет продолжаться и в начале 2021 года.