От правоохранительных органов ждут обратной связи
Одновременно с этим обсуждается и возможность расширения функционала цифровой платформы «ЗаБизнес.РФ» — через нее бизнес может направлять жалобы на необоснованные действия правоохранительных органов, которые переадресовываются в центральные аппараты, например, Следственного комитета (СК), Генпрокуратуры, Министерства внутренних дел (МВД) и Федеральной службы безопасности (ФСБ). Так, «Опора России» предлагает подключить к системе Федеральную таможенную службу — в объединение поступает много жалоб на нарушения в результате оперативно-разыскной деятельности таможенных органов.
Сервис работает с ноября 2019 года, за год на платформу поступило почти 1,4 тыс. обращений предпринимателей. 58% жалоб направлены в МВД, 20% — в Генпрокуратуру, 19% — в СК и 3% — в ФСБ. Ответ бизнес получил примерно на 600 обращений, при этом около 140 жалоб рассмотрены в пользу предпринимателей. Как следует из данных платформы по итогам года, наиболее пострадавшими от силового давления сферами бизнеса стали оптовая и розничная торговля, а также ремонт автотехники — на них приходится 19% всех обращений. Также часто поступают жалобы бизнеса, работающего в сфере строительства (12%) и операций с недвижимым имуществом (10%).
Впрочем, как отмечают в Торгово-промышленной палате (ТПП), правила и регламент работы платформы не имеют какой-либо юридической силы — ведомства рассматривают поступившие через «ЗаБизнес.РФ» обращения на основании своих регламентов, порядок и сроки работы в которых противоречат установленным платформой. В связи с этим ТПП предлагает распространить на работу с жалобами, поступающими на платформу, действие закона «О порядке рассмотрения обращений граждан», а правила и регламент работы «ЗаБизнес.РФ» переработать с учетом норм этого закона и утвердить их нормативным актом правительства. Евгения Крючкова