«На фармрынке произошел вынужденный пересмотр текущих программ развития»
Как фармацевтическая отрасль переживает пандемию
В начале 2020 года мало кто мог предвидеть масштаб глобальных изменений, которые произойдут в мире после объявления пандемии. В большинстве стран был введен жесткий карантин. Многие отрасли и целые экономики сильно пострадали. Фармацевтическая отрасль, являясь ключевой индустрией на фронте борьбы с эпидемией COVID-19, также переживает существенные изменения. О них “Ъ” рассказал Александр Авербух, старший вице-президент по стратегии и инновациям Группы компаний БИОТЭК, которая уже на протяжении почти 30 лет является одним из ведущих игроков отечественной фарминдустрии.
— Как вы оцениваете ситуацию, которая сложилась сегодня на российском фармацевтическом рынке?
— 2020 год обозначил новую повестку в условиях глобальной пандемии. Фармацевтические компании вынуждены были пересматривать приоритеты и быстро реагировать на такие изменения, как перебои в поставках и дефицит сырья и комплектующих, сбои в каналах дистрибуции и другие обстоятельства. Существенные изменения коснулись и лекарственного ассортимента. В период пандемии резко возросла потребность в противовоспалительных и противовирусных препаратах, антикоагулянтах, антибиотиках, иммунодепрессантах и т. д. Это привело к тому, что в последние месяцы на российском рынке наблюдался лекарственный дефицит. Изменения в официальных схемах лечения COVID-19, а также публикации результатов многочисленных исследований об эффективности и безопасности антиковидных средств также влияли на спрос в течение года. В начале пандемии возник ажиотаж вокруг некоторых антималярийных и анти-ВИЧ препаратов, пока не были выявлены их неэффективность и побочные эффекты, после чего спрос на них, соответственно, спал. Однако спрос на препараты, одобренные для лечения больных с COVID-19, такие как «Фавипиравир», до сих пор остается существенным.
Важно упомянуть разработку вакцины против коронавируса, в которой Россия заняла одну из лидирующих позиций, в то время как глобальные фармкомпании и нишевые игроки по всему миру продолжают активно инвестировать в создание собственных вакцин. Сегодня свыше 50 кандидатов находятся на разных стадиях клинических исследований. Фактически на фармрынке произошел неожиданный, вынужденный пересмотр текущих программ развития с переносом акцента на средства, направленные на борьбу с эпидемией.
— Насколько отрасль была готова к подобным изменениям?
— Фармацевтическая индустрия всегда была инновационной. Разработка новых препаратов и методик лечения остается основой роста для фармацевтического рынка. Соответственно, можно было ожидать, что существующие в фармкомпаниях механизмы и процессы по развитию инноваций позволят адаптироваться к рыночным изменениям в условиях пандемии. Однако необходимо учитывать, что стандартные циклы по созданию новых препаратов длятся долгие периоды — зачастую более десяти лет — и обусловлены значительными инвестициями. Так, к примеру, согласно годовым отчетам компании Gilead Sciences, являющейся разработчиком препарата «Ремдезивир», рекомендованного для борьбы с COVID-19, расходы компании на R&D в период 2016–2018 годов колебались от 15% до 20% годового оборота, что соответствует стандартам для компаний Big Pharma, и достигли рекордных 40% в 2019-м, ($9,1 млрд при обороте $22,5 млрд). Далее на клинические испытания и регистрацию оригинальных препаратов также требуются годы. Путь, который проходят дженериковые компании, вступающие в игру по окончании патента на оригинальный препарат, значительно короче и менее затратный. Однако и в этом случае требуются значительные инвестиции, а разработка и регистрация аналога тоже могут занять годы. Соответственно, адаптация работы под столь резкие, фактические ежемесячные изменения рынка в условиях пандемии остается сложнейшей задачей даже для такой высокоинновационной отрасли.
Для адекватного ответа и быстрого вывода на рынок актуализированного лекарственного предложения требуется тесное взаимодействие всех участников экосистемы здравоохранения как со стороны фармкомпаний и экспертных организаций, так и регулятора. Сегодня еще рано подводить итоги борьбы с пандемией. Однако российский опыт регуляторных изменений в части введения ускоренной регистрации лекарств и медицинских изделий, предназначенных для борьбы с коронавирусом, можно оценить как положительный. В пример можно поставить препарат «Фавипиравир», российские аналоги которого были в рекордные сроки разработаны, испытаны и зарегистрированы в июне 2020 года, а после успешного применения в стационарах с сентября допущены к обороту в аптеках в качестве рецептурного препарата.
—Как пандемия и сопутствующие изменения в спросе на лекарственные препараты повлияют на рост российского фармрынка по итогам текущего года?
— В целом мы рассчитываем на положительную динамику рынка ввиду роста спроса на лекарственные препараты, особенно в государственном сегменте. Вместе с тем на итог могут повлиять различные рыночные факторы, в том числе покупательская способность, уровень инфляции, устойчивость российской валюты, бюджетные решения об увеличении средств на лекарственное обеспечение, насыщение рынка препаратами, которые на сегодня находятся в дефектуре, и другие обстоятельства. До сих пор аналитические агентства давали различные оценки развития рынка до конца 2020 года. Так, DSM Group оценила положительно динамику рынка за семь месяцев 2020-го в рублях с ростом 11%, однако с падением на 1% в упаковках. «Альфарм» оценил прирост рынка за восемь месяцев в 15% в рублях и 5% в упаковках. Относительно низкие рыночные показатели в натуральном выражении (в упаковках) могут вызвать обоснованное беспокойство, так как, несмотря на рост потребности, обусловленный пандемией, они могут свидетельствовать о стагнации на рынке. И это несмотря на рост средней стоимости одной упаковки (на 15–17% к 2019 году), поскольку номинальный рост рынка в денежном выражении нивелируется реальными инфляционными показателями и ослаблением курса рубля с начала года.
Сегодня очевидно, что нет оснований рассчитывать на скорое завершение пандемии. Поэтому ключевой стратегический вопрос — насколько сохранятся новые условия и какие изменения на рынке останутся в долгосрочной перспективе. Количество участников на фармрынке не уменьшается, как и количество препаратов, цены активно контролируются регулятором. Если в итоге рыночные показатели будут стагнировать, конкуренция значительно усилится, и фармкомпании будут вынуждены искать новые решения для обеспечения дальнейшего роста.
— Группа компаний БИОТЭК регулярно входит в топ-10 крупнейших фармкомпаний России. По итогам девяти месяцев 2020 года она вошла в топ-3 ведущих поставщиков в государственном сегменте фармрынка. В каких направлениях сегодня развивается компания?
— Сегодня российский фармацевтический холдинг БИОТЭК, имеющий собственные производственные площадки и компетенции в области фармразработок, представлен во всех основных сегментах рынка. Наша дистрибуторская инфраструктура охватывает все регионы России. В состав холдинга входят собственные аптечные сети и медицинские центры. Портфель компании включает лекарственные препараты как собственного производства, так и продукцию других производителей, отечественных и глобальных. Также компания осуществляет разработку и производство нутрицевтических препаратов и БАД, дезинфицирующих средств и медицинских изделий.
Рейтинг победителей торгов (госсегмент) за девять месяцев 2020 года
| |||
1 | АО «Фармстандарт» | 11,80% | |
2 | АО «Р-Фарм» | 7,70% | |
3 | ГК БИОТЭК | 2,70% | |
4 | ОАО «Фармацевтический импорт, экспорт» | 2,60% | |
5 | ООО «НПО Петровакс Фарм» | 2,30% | |
6 | АО «Ланцет» | 2,10% | |
7 | ООО «Ирвин» | 1,90% | |
8 | ООО «Медипал-Онко» | 1,40% | |
9 | АО «Глаксосмиткляйн Трейдинг» | 1,30% | |
10 | ООО БСС | 1,30% | |
11 | ООО ЕСКО | 1,00% | |
12 | ООО «Примафарм» | 0,90% | |
13 | ООО «Компания Фармстор» | 0,90% | |
14 | АО «Русская медицинская компания» | 0,90% | |
15 | ООО «Лекстор» | 0,90% | |
16 | ООО «Игия-Фарм» | 0,80% | |
17 | ООО «Редфарм» | 0,80% | |
18 | ЗАО «Биокад» | 0,70% | |
19 | АО «Новгородфармация» | 0,70% | |
20 | ООО «Альбатрос» | 0,70% | |
Источник: «Курсор». |
На протяжении всего периода деятельности компании с 1991 года российский рынок лекарственного обеспечения является для холдинга основным, а поставки лекарств в государственный сегмент остаются ключевым направлением. В последние годы мы активно реструктурируем существующий бизнес и внутренние процессы компании как с целью дальнейшего развития основных направлений и повышения ценности нашего текущего предложения для рынка, так и создания новых драйверов роста и диверсификации бизнеса. Это затрагивает фактически все области нашей деятельности, включая разработку новых препаратов и развитие продуктового портфеля, инвестиции в производственную и лабораторную инфраструктуры, расширение сотрудничества с крупнейшими аптечными сетями, оптимизацию собственной дистрибуторской сети, вхождение в смежные продуктовые сегменты, такие как нутрицевтика и медицинские изделия, а также освоение новых рынков для экспорта. На базе собственного исследовательского центра БИОТЭК осуществляет разработки около 30 лекарственных препаратов по различным терапевтическим направлениям, включая кардиологию, психиатрию, неврологию, противовирусные средства и другие.
Нашими разработчиками также были созданы несколько линеек инновационных нутрицевтических препаратов, включая линейку витаминно-минеральных комплексов «Ренессанс», состоящую из 30 видов продукции для разных групп потребителей, лечебное белковое питание «Энзовин», обеспечивающее потребности пациентов в стационарах, и новую линейку спецпитания для детей-спортсменов «Олимпик», при разработке которой учитывалась специфика потребности в микроэлементах в детском возрасте при регулярных спортивных нагрузках. На период 2021 года запланированы к выводу на рынок еще порядка десяти новых нутрицевтических продуктов.
Общий рейтинг дистрибуторов за девять месяцев 2020 года
|
На заводе «Биодез», входящем в холдинг БИОТЭК, был существенно обновлен ассортимент и разработаны современные дезинфицирующие средства и антисептики, предназначенные для индивидуальной защиты, обработки поверхностей в больницах, на транспорте и в других местах общественного пользования. Дополнительное направление, в котором развивается компания,— медицинские изделия, включая диагностические изделия in vitro, а также одноразовые хирургические инструменты.
Таким образом, в нашем случае правильнее говорить о стратегии сбалансированного развития в разных сегментах рынка.
— Какая стратегия развития была избрана компанией в условиях пандемии 2020 года?
— Уже в марте, на начальном этапе эпидемии, стало ясно, что компания должна занять максимально проактивную позицию и приложить все усилия для скорейшей адаптации к изменениям на рынке. И нам удалось достигнуть успеха в этом направлении в первую очередь благодаря 30-летней истории работы на фармрынке в сочетании с уже имеющимся опытом и инструментами по внедрению инноваций. Мы постоянно корректируем ассортимент, включая в него лекарства, медизделия и дезсредства, рекомендованные Минздравом РФ для борьбы с COVID-19. БИОТЭК стал самым крупным поставщиком препарата «Фавипиравир», включенного в рекомендации Минздрава в качестве одного из основных средств для лечения коронавирусной инфекции. БИОТЭК был также первой компанией, зарегистрировавшей экспресс-тесты на антитела для срочного внелабораторного выявления инфекции. Тесты Biozek стали успешно использоваться на рынке — сначала в больницах в Москве, а позже во всей России. Мы адаптировали линейку дезинфицирующих средств под стандарты борьбы с коронавирусом и получили подтверждение эффективности нашей продукции от Роспотребнадзора. Более того, в течение месяца мы в несколько раз увеличили мощности производства данных дезсредств, задействовав исключительно собственные производственные площадки.
Весной, во время перебоев в поставках сырья и оборудования, мы создавали альтернативы традиционным логистическим каналам, меняли процессы закупки, существенно прирастив долю прямых закупок у иностранных производителей. Создание и усиление компетенций и навыков в области ведения международной деятельности вне российской территории позволило нам ускорить процесс выведения нашей продукции на внешние рынки. И это несмотря на негативный эффект затянувшихся ограничительных режимов. В первую очередь речь идет о странах Прибалтики и Восточной Европы.
Таким образом, если обобщить опыт последних девяти месяцев, в период пандемии БИОТЭК продолжал последовательно реализовывать ранее выработанную комплексную стратегию по органичному росту в традиционном лекарственном направлении и по диверсификации деятельности в смежных сегментах рынка. А события 2020 года послужили своеобразным акселератором в развитии компании.
— По аналитическим данным за девять месяцев 2020 года, на фоне неопределенности от продолжающейся пандемии борьба между лидирующими фармацевтическими компаниями только усиливается. Каким образом вы удерживаете лидерские позиции на рынке?
— Наша стратегия основывается на центральной миссии компании, изначально сформулированной ее основателем Борисом Шпигелем: повышение качества жизни и защита здоровья людей посредством обеспечения эффективными и доступными лекарственными средствами. Для ее реализации прежде всего ассортимент компании должен отвечать потребностям лечебного процесса. Мы стремимся максимально приблизить наше предложение к текущим приоритетам российской системы здравоохранения. В портфеле компании есть препараты самых разных терапевтических направлений, включая кардиологию, онкологию, ВИЧ, диабет, неврологию, психиатрию и другие, что позволяет эффективно обеспечивать лечебный процесс. За годы работы БИОТЭК развил собственную логистическую инфраструктуру, а также компетенции и навыки в системе госзакупок, позволяющие эффективно участвовать в процедурах электронных торгов с соблюдением всех установленных регламентов, адаптироваться под часто меняющиеся регуляторные требования и своевременно выполнять все обязательства перед госзаказчиками. В последние годы БИОТЭК также активно развивал ресурсы внутри компании, необходимые для разработки и внедрения инноваций. В том числе были созданы процессы для быстрого рассмотрения и реализации новых идей с максимально «плоской» структурой принятия решений и с использованием кросс-функциональных команд для скорой реализации нетривиальных проектов. Компания активно привлекает молодых и более опытных специалистов с нужными знаниями. Таким образом формируется культура, подчеркивающая ценность личностного развития, проявления инициативы, творческого мышления. Такой инновационный ресурс является на сегодня ключевым и универсальным инструментом для любой компании, стремящейся сохранить лидерские позиции.
— Какие задачи для дальнейшего развития российской фармацевтической индустрии требуют сегодня решения в первую очередь?
— На повестке стоит множество существенных вопросов, включая порядок ценообразования, внедрение стандартов GMP, защиту интеллектуальной собственности, интеграцию в пространство ЕАЭС, внедрение системы маркировки лекарств и другие. Одной из важнейших стратегических задач, требующих последовательного и планомерного решения, является относительно высокая зависимость российского фармрынка от импортных лекарств и импортных фармсубстанций. Сфера лекарственного обеспечения является одной из важнейших и социально значимых. Поэтому эффективность отечественной фарминдустрии можно оценивать не только по финансовым показателям и росту, но и по способности обеспечивать население и лечебный процесс в полном объеме, то есть по степени самодостаточности. Важность данного аспекта в особенности стала явной в период пандемии, когда ведущие страны—производители фармсубстанций Китай и Индия ограничивали экспорт сырья ради обеспечения внутреннего спроса, что привело к дефициту и задержкам в производстве лекарств в других странах. По экспертным оценкам, отечественные производители субстанций обеспечивают российский рынок только на 15%.
Дополнительное обстоятельство, которое стоит учитывать в связи с этим, на фоне высокой волатильности российской валюты — это возможное дальнейшее ослабление рубля, что может привести к росту затрат отечественных фармкомпаний, росту расходов на здравоохранение и, в свою очередь, негативно сказаться на рыночном росте. В период действия госпрограммы «Фарма-2020» были достигнуты немалые успехи в развитии отечественной фармпромышленности. По данным Министерства промышленности и торговли РФ, за последние девять лет объемы производства отечественных лекарств выросли в три раза в денежном выражении, и на сегодня их доля на рынке составляет примерно 33% (данные опубликованы 30 сентября в рамках V Всероссийской GMP-конференции). Было построено много современных производств, локализовались иностранные разработки, были организованы фармкластеры с соответствующей инфраструктурой. Постепенно развивается и отечественное производство фармсубстанций. И хотя портфели российских производителей пока в основном опираются на дженериковые препараты, важно отметить также и успехи отечественной индустрии в оригинальных разработках, включая инновационные препараты в области ВИЧ, гепатита, онкологии и сахарного диабета.
Однако является ли этот рост достаточным и насколько он качественный, остается под вопросом. На рынке высказываются сомнения в достаточности государственных мер по стимулированию отечественного производства в текущих рыночных условиях. Несмотря на усилия по импортозамещению, в условиях действующего ценового регулирования остается проблема вымывания с рынка российских препаратов низкого ценового сегмента, входящих в ЖНВЛП (перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов), предельные цены на которые регулирует государство. Эти препараты являются базовыми и наиболее доступными для населения. Начиная с 2014–2015 годов ослабление рубля фактически в два раза привело к резкому росту цен на иностранные субстанции и другие расходные статьи, в то время как регулятор отказывался индексировать зарегистрированные цены даже до уровня инфляции. Таким образом, производство подобной номенклатуры стало невыгодным. А место отечественных препаратов автоматически заняли более дорогие импортные аналоги. То есть наблюдался эффект, обратный от желаемого. Поэтому важно продолжать оптимизацию механизма регулирования цен и поддерживать постоянный и открытый диалог между регулятором и индустрией.
Российское производство фармсубстанций сейчас находится на раннем этапе развития. Однако именно здесь заложен существенный инновационный потенциал, столь нужный для развития российского фармрынка. Без специальной программы развивать эту отрасль будет сложно. В этом направлении уже предприняты некоторые шаги господдержки, в том числе посредством предоставления преференций в рамках госзакупок препаратов ЖНВЛП, инвестиционных программ и некоторых других мер. Дополнительным существенным источником для развития производства отечественных субстанций должно стать привлечение иностранного капитала, желательно со стороны профильных инвесторов, что не только ускорит создание нужной инфраструктуры, но и будет способствовать получению доступа к новым технологиям и выходу на зарубежные рынки. Также ключевым фактором успеха индустрии фармсубстанций является масштабирование и снижение себестоимости производства, без которых российским производителям будет крайне трудно конкурировать по цене с производителями из Индии и Китая. И, несмотря на интенсивный поток заказов от российских производителей готовых лекарственных форм, именно выход на зарубежные рынки позволит сделать качественный скачок в этом направлении. Сможет ли российская фарминдустрия достичь действительно независимости и самодостаточности в ближайшие годы, в том числе в рамках осуществления программы «Фарма-2030», а также сможет ли выйти на технологический уровень, соответствующий международным стандартам,— ответ на эти вопросы будет во многом зависеть от реализации данных целей.