Ставки решают
Мягкая денежно-кредитная политика позволяет рынку лизинга легче пройти кризис
На фоне спада в экономике, усилившегося вследствие пандемии коронавируса, текущий год ознаменовался рекордно низкой ключевой ставкой, которая позволила сформировать условия для развития новых сегментов и усиления уже наметившихся трендов.
Первыми на смягчение денежно-кредитной политики Банка России отреагировали банки, чистые процентные доходы которых по кредитам стали снижаться и, как следствие, давить на рентабельность. Для поддержания маржинальности бизнеса банки стали активнее наращивать более доходное потребительское кредитование и искать возможности для развития небанковских продуктов, способных как увеличить доходы, так и усилить конкурентные позиции в других нишах. Таким сегментом для банков стал лизинговый рынок, который активно развивался в последние годы, являясь вторым по размеру активов в финансовом секторе после банковского.
Банки в лизинг
После активного выстраивания «лизинговых фабрик» в 2012–2013 годах сейчас мы наблюдаем второй приход банков на лизинговый рынок. В последние годы банки активно наращивали лизинговый бизнес через свои дочерние компании, а также стали основными выгодоприобретателями в рамках сделок M&A на рынке лизинга. За период с 1 июля 2015 года по 1 июля 2020-го доля лизинговых компаний, находящихся под контролем банков, в объеме нового бизнеса выросла с 34% до 44%. Дальнейшая универсализация банковского бизнеса на фоне стагнации доходов от классического кредитования юрлиц подтолкнет кредитные организации к еще более активному развитию дочерних лизинговых компаний, особенно в сегменте МСБ, позволяющему поддерживать относительно высокую маржу.
Вместе с этим активизация банков приведет к дальнейшему усилению конкуренции в автолизинге, который характеризуется более стабильной динамикой развития при поддержании приемлемого качества активов и рентабельности.
Ситуация с COVID-19 только повысила актуальность синергии банковского и лизингового бизнеса ввиду высокой потребности лизинговых компаний в цифровизации своих продуктов, которую успешно освоили крупнейшие российские банки. Более лояльные требования к клиентам по лизинговым продуктам, в отличие от банковского кредитования, при полном переводе лизинговых сделок в онлайн позволят существенно нарастить позиции лизинга в сегменте МСБ. В условиях ужесточения регулирования и снижения количества региональных банков доля лизинга в финансировании МСБ, по нашим оценкам, за последние пять лет увеличилась более чем в два раза и достигла 15%, имея при этом большой потенциал роста.
Оперативные возможности
Вместе с банковской экспансией низкие ставки создают возможности для развития оперативного лизинга автомобилей, который является одним из столпов лизинговой отрасли в развитых странах и, напротив, имеет небольшие объемы в России. По итогам прошлого года доля оперлизинга в автосегменте составила всего около 6%, подобный низкий уровень, как правило, в России объясняется несколькими факторами. Во-первых, менталитетом российского потребителя, который отдает предпочтение владению автомобилем в собственности, а не в аренде. Во-вторых, высокими процентными ставками, так как процент за счет большого balloon payment значительно влияет на величину лизинговых платежей, чем при финансовом лизинге. В-третьих, конкретно для физлиц дополнительным ограничением является НДС с лизинговых платежей по договорам, заключенным с лизингополучателем.
Если решение последней проблемы возможно лишь при законодательных изменениях, то влияние первых двух факторов за последние два года стало ослабевать. Так, постепенное омоложение потребителей финансовых услуг приводит к росту доли миллениалов, которые охотнее используют преимущества шеринговой экономики, что также нашло отражение в бурном росте каршеринга и такси в России, к которому ранее скептически относились сами лизингодатели. В то же время снижение процентных ставок вслед за ключевой ставкой Банка России способствует повышению привлекательности оперлизинга, так как снижается процентная нагрузка на клиента при аренде. Кроме того, запущенная в текущем году госпрограмма «Доступная аренда» повысит интерес к оперлизингу авто у ИП и физлиц. Формирование условий для развития розничного оперлизинга, рассчитанного на розничных и корпоративных клиентов, видят не только лизинговые компании, но автоконцерны и каршеринговые компании, которые стали все чаще предлагать автомобили по подписке.
Уровень развития оперлизинга, включающего в себя широкий спектр сопутствующих услуг и сервисов, как правило, является признаком зрелости лизинговой отрасли в стране. Станет ли данный вид лизинга одним из драйверов российского лизинга в долгосрочной перспективе, будет во многом зависеть от того, насколько долго в экономики продержится мягкая денежно кредитная политика.