И в пир, и в мир
Для чего создан Lamborghini Huracan STO
Каждый суперкар может ездить быстро, но не каждый имеет право это делать. По крайней мере на дорогах общего пользования, где на сей счет есть ограничения. Их нет на гоночных трассах, но там есть специальные требования к оборудованию автомобиля. Новая версия Lamborghini Huracan с обозначением STO имеет право ездить и по гоночным трассам, и по обычным дорогам!
Для большинства из нас аббревиатура СТО — это «станция технического обслуживания». Но избранные знают, что эти три буквы применительно к Lamborghini Huracan означают Super Trofeo Omologata. И говорят они о принадлежности к гонкам Super Trofeo. Их организует гоночное подразделение Lamborghini — Squadra Corse, этапы проходят на трех континентах, а все соискатели «трофея» соревнуются на одной и той же модели автомобиля, то есть это монокубок. В отличие от ныне используемого в монокубке болида Huracan Super Trofeo Evo, официально представленный 18 ноября STO омологирован для дорог общего пользования. То есть теперь это не только спортивный снаряд, но и суперспорткар, на котором можно ездить за пределами автодрома. Что, впрочем, не помешало автомобилю стать еще быстрее!
Один за всех
«Автопилот» стал единственным изданием из России, которое было приглашено на презентацию Lamborghini Huracan STO. Не было ничего необычного в том, что мероприятие прошло в удаленном режиме, теперь это, что называется, вариант нормы, а не исключение. Необычно было то, что презентация была, так сказать, заочной и прошла в обстановке повышенной секретности — сам автомобиль не показали, его описание прислали после получения скана подписанного соглашения о соблюдении секретности до даты эмбарго. Причем рассказ о машине был в файле, открыть который можно было с помощью пароля, который был отправлен отдельным письмом.
О новинке мне рассказывали самые высокопоставленные представители Lamborghini — главный технический директор Маурицио Реджани и глава подразделения дизайна Митя Боркерт.
В их кабинетах явно уже давно «прописалось» оборудование для подобных мероприятий — хорошие камеры, микрофоны, так что никаких гарнитур, даже свет, похоже, выставлен профессионалами. Выглядело это почти как студийная съемка. И меня, признаюсь, несколько смущала мысль о том, что я вот сейчас представляю всю Россию. Обычно ведь бывает наоборот: на пресс-конференции присутствуют много журналистов и пара-тройка представителей компании.
«Джентльмены идут на трек»
Huracan в переводе с испанского означает «ураган» — ветер, дующий со скоростью свыше 117 км/ч. Для Lamborghini такая скорость давно уже не вопрос, автомобили марки перешагнули рубеж в 300 км/ч. На STO устанавливается самая мощная версия атмосферного 10-цилиндрового двигателя объемом 5,2 л, которая используется на Huracan. Он развивает 640 л. с. примерно при 8000 об/мин. Максимального крутящего момента в 565 Нм мотор достигает при 6 500 об/мин. По сравнению с предшественником, Super Trofeo Evo, мощность увеличена на 20 л. с.
Понятие Gentlemen Drive появилось довольно давно — и означало оно пилотов, которые принимают участие в гонках не ради призов или заработка, а для собственного удовольствия.
Сейчас гонки для клиентов позволяют владельцам суперкаров в максимально безопасных условиях реализовать все возможности своих автомобилей и насладиться настоящими скоростями. Максимальная скорость «обычного» Huracan достигает 325 км/ч. На STO она обозначена как 310 км/ч, но это, согласитесь, тоже немало. Надо ли говорить, насколько этот вот «ураган» должен быть подконтролен человеку.
По словам Маурицио Реджани, одно из главн ых достоинств новой модели — легкость управления. «Джентльмены идут на трек» — так он определил идеологию новой модели. Если перевести это с пафосного на обыденный, то можно сказать, что участие в состязаниях теперь доступно большему числу владельцев дорогой техники, ибо подготовка пилота становится не столь бескомпромиссной. С другой стороны — и машинам, ставшим более послушными, теперь можно не только на трек, но и на улицу. Lamborghini проводит клиентские соревнования с 1996 года, но STO — первая модель, которую «выпустят» за пределы автодрома.
Человек-машина
Надо сказать, что автоматизация некоторых функций началась уже с обычного Huracan. На модели, в отличие от ее предшественника Gallardo, ставят только АКП с двойным сцеплением. Не потому, что водитель не умеет переключать передачи сам, а потому, что усилие при выжиме сцепления составляет до 70 кг, и когда-то это приводило к тому, что водители выжимали сцепление не полностью, и оно быстро выходило из строя. Быть крепким и спортивным — это хорошо, но вынуждать водителей качать ноги — это, наверное, перебор. Коробка с двойным сцеплением к тому же переключает передачи буквально за доли секунды, гораздо быстрее любого водителя.
В версии STO особое внимание уделили тому, что называется интерфейсом «человек-машина».
У Huracan имеется инерциальная навигационная система, которая позволяет максимально точно замерять ускорения и скорости, помогая уточнять данные от спутника, что особенно важно на гоночных трассах. В память бортового компьютера заложены все трассы, на которых проходит Super Trofeo, и записаны лучшие круги известных пилотов. Так что водитель может видеть, как работали на тех же участках профессионалы, сравнить свои результаты и стремиться приблизиться к рекордам.
На щитке приборов имеются и необходимые для движения с действительно высокими скоростями данные, например, монитор температуры тормозной системы. Если машина быстро ездит, она должна уметь тормозить. На STO установлены тормоза с дисками из карбоно-керамического композита, специально предназначенные для гонок. Они реализуют на 25% большую тормозную мощность, чем прежние, и это увеличивает показатель продольного замедления на 7%. Они в четыре раза лучше рассеивают тепло, чем обычные тормоза из того же материала. Они лучше сопротивляются фейдингу — когда коэффициент трения снижается при интенсивном нагреве. Так что тормоза не подведут.
Водитель может выбирать три режима движения в системе управления и контроля ANIMA.
Для обычных дорог предназначен режим STO, который ориентирован на максимальную безопасность. Водитель может отключить электронную систему контроля курсовой устойчивости (ESC), но, как и на других дорожных автомобилях, она все же сохраняет активность — просто порог ее срабатывания сдвигается. На дороге ведь есть и другие машины. Режим Trofeo — для сухого трека, в нем электроника ESC позволяет колесам больше проскальзывать, примерно в той же степени, что и будучи «отключенной» в дорожном режиме. Но в гоночном ее можно отключить полностью. Третий режим Pioggia — «дождь» по-итальянски — предназначен для гонок по влажному треку.
Главное — поворот!
Lamborghini Huracan имеет высоту всего 1165 мм, и вы должны продемонстрировать почти спортивную гибкость, чтобы занять место за рулем. И все это потому, что вся конструкция автомобиля нацелена на достижение высоких скоростей. Машина низкая для уменьшения сопротивления воздуха, и она тесная, чтобы уменьшить массу. Но нет предела совершенству! По сравнению с полностью «гражданским» Huracan Performante действующая на новый STO прижимная сила увеличена на 53%. Важную роль в этом играет новое антикрыло сзади, которое имеет три положения — переставлять крыло можно только на стоянке. Это позволяет менять распределение прижимной силы по осям на 13%, загружая либо ведущие задние, либо управляемые передние колеса. В целом аэродинамическая эффективность увеличена на 37%.
Увеличение прижимной силы вместе с более жесткой подвеской, специальными стабилизаторами поперечной устойчивости, увеличением колеи — передней на 20 и задней на 32 мм — и специально разработанными шинами обеспечивает значительно большую устойчивость в поворотах — а значит позволяет проходить их с большей скоростью.
Как можно легче
Самый простой способ повысить прижимную силу — увеличить массу. Так, в XIX веке плавность хода вагонов для монархов повышали, закладывая под пол свинцовые плиты. Но для спортивного автомобиля это, конечно, неприемлемо — чем больше масса, тем хуже динамика. Вес STO, наоборот, старались уменьшить: использованы кузовные детали из углепластика, магниевые колеса, задние колесные арки из титана, а отделка салона выполнена из синтетических материалов, Alcantara и Carbon Skin. Интерьер кокпита вообще имеет упрощенную отделку — легкость требует жертв! Все эти усилия помогли уменьшить массу на 43 кг, несмотря на то что на STO появились дополнительные аэродинамические детали, а в кокпите — соответствующие спортивным требованиям сиденья, четырехточечные ремни безопасности и усиливающий каркас.
От спортивных моделей использованы фиксаторы внешних деталей и облегченные внутренние панели дверей с упрощенными ручками.
И еще одно существенное отличие от Huracan Performante — здесь нет отдельной крышки багажника, откидывается вся передняя часть кузова, сделанная из углепластика. Она объединяет крышку багажника и крылья. На Lamborghini эту деталь называют cofango, словом, образованным из cofano (капот) и parafango (крыло). «Это шедевр нашего дизайна, значимая деталь стиля,— говорит Митя Боркерт, главный дизайнер Lamborghini.— Она напоминает о традициях». Действительно, кофанго впервые появился на знаменитой Lamborghini Miura. На STO в кофанго интегрированы аэродинамические элементы, которые забирают воздух перед бампером и направляют на лобовое стекло, создавая более ламинированный поток по поверхности кузова.
Каждый выбирает для себя
Ну, хорошо. Все вышеописанное было предпринято для участия в монокубке. Но поскольку машинам предстоит тешить своим видом публику не только на трибунах, но и на улицах, должно быть что-то предпринято не только для функционала, но и для красоты. В презентации, которую мне прислали накануне нашей виртуальной встречи, было показано всего четыре варианта цвета кузова, хотя и с различной декоративной графикой. Исчерпываются ли этим возможности выбора? «Конечно, нет! — ответил мне Митя Боркерт.— Это только примеры, возможны разные цвета и экстерьера, и интерьера. Мне очень нравится сочетание синего с оранжевыми деталями отделки».
Выбирать можно будет и отделку кокпита: предусмотрены не только разные цвета, но и разные варианты цветной прошивки сидений.
И еще важная информация для потенциальных покупателей. Зачастую специальные серии выпускаются в ограниченных количествах: гоночные модели имеют высокую себестоимость, и нет смысла делать их больше, чем необходимо для проведения соревнований. Но для STO никаких лимитов не предусмотрено — выпустят сколько надо, предполагается, что и в России может появиться с десяток таких машин.
Говорят, некоторые обладатели членских карточек фитнес-клубов никогда не пользуются своим правом их посещать — им важно иметь возможность делать это. Покупка STO тоже не обязывает никого принимать участие в Super Trofeo — но заполучив такой автомобиль, надо хотя бы раз воспользоваться его возможностями, даже не участвуя в соревнованиях, а просто выехать на трек.