Отпуск на склоне
Во сколько обойдется этой зимой отдых в горах
Сохраняющиеся из-за COVID-19 ограничения на туристические поездки заставляют российских туристов-горнолыжников выбирать из небольшого числа доступных направлений. «Деньги» выяснили, на каких российских и зарубежных курортах смогут в этом году покататься россияне и сколько это может стоить.
Предстоящей зимой кататься на лыжах российские туристы будут в основном в России. Об этом, по крайней мере, свидетельствуют данные участников рынка. Так, по словам представителя OnlineTur.ru Игоря Блинова, на долю внутренних направлений сейчас приходится 90% продаж компании, а туры за рубеж сейчас практически не бронируются. Эксперт отмечает, что у путешественников много опасений относительно санитарной обстановки и возможных сложностей при возвращении домой. Гендиректор Travelata.ru Алексей Зарецкий указывает, что спрос на горнолыжные туры на российские курорты в этом году вырос в два раза относительно прошлого, а общий спад в категории в условиях закрытия для россиян практически всех традиционных для катания европейских направлений оказался не таким драматичным, составив 14%.
Место притяжения
В туроператоре «Алеан» предполагают, что на курорты Красной Поляны этой зимой отправятся 70% российских горнолыжников: сейчас спрос на них спрос в два раза выше, чем годом ранее. О хороших показателях бронирований говорят и в «Интуристе». Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин указывает, что на период новогодних праздников отели Красной Поляны уже практически распроданы и туристы, несмотря на характерную для этого года небольшую глубину бронирований, начинают планировать горнолыжные туры на вторую половину января и февраль. Топ-менеджер отмечает, что такой подход существенно экономичней: если в январе стоимость недельной поездки в Красную Поляну на двоих начинается от 100 тыс. руб., то в феврале речь пойдет уже о 50–60 тыс. руб. Аналогичная динамика, по его словам, характерна и для других горнолыжных направлений, например, Приэльбрусья.
Алексей Зарецкий рассказывает, что другой популярный среди экономных путешественников лайфхак — покупка тура в Адлер, а не в саму Красную Поляну, куда ездят кататься. В зимний период стоимость размещения у моря заметно ниже, чем в горах. Так, средний чек при бронировании тура с проживанием в Адлере на зиму, согласно оценкам Travelata.ru, составляет 33 тыс. руб., а непосредственно в Красной Поляне — 44,5 тыс. руб.
На курортах Красной Поляны сезон катания начинается с декабря и, по словам господина Ромашкина, завершается обычно в начале апреля. В местных горах несколько крупных курортных кластеров: «Газпром», «Альпик Сервис» и «Роза Хутор», «Курорт Красная Поляна». В общей сложности здесь около 200 км трасс, которые в этом году планируется объединить единым ski-pass. Игорь Блинов называет главным минусом зимнего отдыха в Красной Поляне достаточно высокую загруженность склонов и практически всей инфраструктуры. Хотя господин Ромашкин отмечает, что, в отличие от многих других российских горнолыжных курортов, катание здесь может быть интересно лыжникам разных категорий, а члены их семей имеют возможность организовать себе альтернативный досуг, в то время как на других горнолыжных направлениях внутри страны в этом вопросе могут возникнуть сложности.
Новые горы
Но выбор у россиян все же есть. Гендиректор «Алеан» Илья Уманский в числе основных курортных горнолыжных направлений России помимо «Красной Поляны» выделяет «Абзаково» и «Банное» в Башкирии, «Большой Вудъявр» в Мурманской области, «Шерегеш» в Кемеровской, «Архыз» в Карачаево-Черкесии, «Гора Соболиная» в Иркутской области, «Игора» в Ленинградской и «Бобровый Лог» в Красноярском крае. Для туроператоров, по его словам, это ассортиментные направления, на которые они не делают ставку. «Здесь речь идет в основном о местном, межрегиональном и самостоятельном туризме: на курорты легко добираться на машинах из близлежащих регионов, можно самостоятельно бронировать напрямую в гостевых домах, отелях»,— рассуждает господин Уманский. Он отмечает, что на многие курорты туристы приезжают за зиму не раз и получают скидки от владельцев средств размещения. «Даже в условиях закрытых границ и дефицита мест на Красной Поляне пока не происходит серьезного перераспределения организованного потока, но поток на локальные курорты может вырасти за счет самостоятельных путешественников из ближайших регионов»,— констатирует эксперт.
Далеко не все участники рынка настроены скептично. Так, Сергей Ромашкин видит хорошие перспективы на эту зиму у «Шерегеша» — прежде всего за счет сравнительно низких цен. По его словам, сейчас туроператоры предлагают недельные туры зимой стоимостью 30 тыс. руб. на человека за неделю вместе с перелетом. Пока, по расчетам Travelata.ru, средний чек при бронировании тура на курорт при этом составляет 59 тыс. руб. Господин Зарецкий отмечает, что интерес организованных путешественников к направлению в этом году действительно появился: годом ранее спросом курорт не пользовался. Средний чек при покупке тура на «Домбай», по его словам, сейчас составляет 41 тыс. руб. против 36 тыс. руб. годом ранее. Стоимость бронирования поездки в Приэльбрусье — 61,5 тыс. руб., это более чем в два раза выше значения прошлой зимы — 31,5 тыс. руб.
Стоимость дневного взрослого ski-pass на горнолыжных курортах в сезоне-2020/21
|
*За четыре часа.
**По текущему курсу.
Источники: данные курортов, «Туристер».
Основная сложность, которая пугает путешественников, собирающихся на альтернативные курортам Красной Поляны российские горнолыжные направления — долгая дорога. «Например, чтобы добраться до "Шерегеша" через Новокузнецк требуется порядка восьми часов, из них три с половиной — четыре часа занимает автомобильный трансфер, в то время как в Сочи можно оказаться на склоне максимум через три часа после вылета из Москвы»,— поясняет господин Уманский. Эксперт добавляет, что региональные курорты ограничены пропускной способностью подъемников, здесь мало качественных средств размещения и инфраструктурных объектов — это сдерживает массовый поток. Также, по его словам, некоторые локальные курорты, например, «Домбай» и «Архыз», предпочитают ориентироваться на самостоятельные бронирования, не заключая договоров с туроператорами. Под вопросом пока остается и работа некоторых курортных зон. Так, согласно информации на официальном сайте «Большого Вудъявра», курорт по-прежнему не принимает туристов, а официальная информация о начале его работы пока не озвучивалась.
Зарубежные направления
Часть туристов-горнолыжников в этом году сможет открыть для себя с новой стороны более известную как эпицентр пляжного отдыха Турцию. Так, туроператор TUI сейчас предлагает туры на местный курорт «Улудаг» с перелетом в Стамбул и двухчасовым трансфером. По словам представителя компании, стоимость бронирования начинается от 38 тыс. руб. за человека. «Улудаг» расположен в 247 км от Стамбула и в 36 км, если ехать на автомобиле, от Бурсы, которая соединяется с курортом девятикилометровой современной канатной дорогой с 76 кабинами при пропускной способности 500 человек в час. Но мест для катания на курорте не много: общая протяженность трасс всего 17 км, которые обслуживают 15 подъемников. У направления есть и плюсы: Турция остается одной из наиболее «беспроблемных» для россиян стран. При въезде у путешественников не требуют результат теста на COVID-19.
Несмотря на непростую эпидемиологическую ситуацию в мире, число доступных для поездок российских туристов зарубежных направлений постепенно увеличивается. Так, никаких ограничений уже нет для поездок в Сербию, а в середине октября между Москвой и Белградом восстановилось прямое авиасообщение. Крупнейший горнолыжный курорт страны — «Копаоник» расположен в 300 км от Белграда, и заявленная инфраструктура достаточно широка: работает около 55 км трасс для горных лыж и 18 км — для беговых. Самая протяженная трасса — 3,5 км, перепад высот — 512 м, действуют 22 подъемника. Игорь Блинов называет Сербию в целом востребованным направлением среди российских горнолыжников, которые позитивно воспринимают местные курорты. Организованных туров по этому направлению туроператоры пока не предлагают, а стоимость прямых билетов из Москвы в Белград и обратно на вторую половину января составляет 22,5 тыс. руб.
Интерес может представлять и горнолыжная база «Каракол» в Киргизии, находящаяся в 400 км от Бишкека. Во времена СССР базу использовали для тренировок олимпийской сборной страны. В 2004 году объект был полностью модернизирован. Лыжный сезон здесь начинается в ноябре и продолжается до апреля, глубина снега — от 1,5 до 2,5 м. Протяженность трасс — свыше 20 км, длина спуска — от 400 м до 3,5 км. Большинство из них проходит через хвойный лес. Горные склоны обслуживаются двумя трехместными и двумя двухместными кресельными подъемниками. Также работает доставка снегоходами на склоны для любителей рыхлого снега. Специальных требований для прилетающих в Киргизию россиян сейчас нет, а прямое авиасообщение восстановлено. Стоимость перелета из Москвы в Бишкек и обратно составляет около 30 тыс. руб.
В начале ноября возможность не проходить карантин по прилете появилась у россиян, прилетающих в Армению, правда, на границе им для этого придется предъявить отрицательный результат теста на COVID-19, сделанного за 72 часа до вылета. Регулярное авиасообщение со страной пока не восстановлено, но в армянские города летают чартерные рейсы. В Армении располагается курорт «Цахкадзор», где сезон длится с середины декабря по начало апреля. Он находится примерно в 60 км от Еревана. Наивысшая точка катания расположена на высоте 2,8 км, весь путь на канатной дороге занимает 40 минут. Общая протяженность трасс — 30 км, их обслуживает пять подъемников пропускной способностью от 800 до 1,2 тыс. человек в час (каждый). Самая длинная трасса занимает 8 км. Для катания доступна и бывшая трасса для бобслея. Объект использовался для тренировок профессиональных спортсменов, в том числе членов олимпийских сборных России.