Авто: эпоха вымирания
Ассортимент российского авторынка за пять лет сократился на треть
Машин на российском авторынке становится все меньше: к продолжающемуся несколько лет сокращению модельного ряда добавилась новая напасть — острый дефицит наличия в салонах ходовых модификаций.
Российский авторынок продолжает уменьшаться не только в численном выражении (за десять месяцев текущего года он сократился на 12%, до 1,18 млн машин), но и с точки зрения разнообразия предложения и ассортимента. По данным аналитического агентства «Автостат», за последние пять лет модельный ряд на российском авторынке сократился почти на треть: по итогам прошлого года в России в общей сложности продавалось 275 моделей новых авто, что на 31,4% меньше, чем в 2014 году, когда можно сделать выбор из 401 модели.
Наиболее страдают нишевые сегменты автомобильного рынка: как класс почти исчез из России такой тип автомобиля, как минивэн, весьма поредел строй официально продающихся пикапов, перечень городских автомобилей-малюток А-класса, официально оставшихся на российском рынке, также можно перечислись по пальцам одной руки. Только в текущем году в России официально перестали продаваться такие машины, как стильный хетчбэк гольф-класса Mazda3, практичный «каблук» Renault Dokker, комфортный вместительный седан Volkswagen Arteon.
Причина продолжающегося сокращения модельного ряда связана с тем, что на падающем рынке становится невыгодно сертифицировать и держать в наличии виды авто, которые пусть и имеют свои поклонников, но не могут обеспечить нужный уровень продаж. В итоге ставка делается на массовые модели, которых, впрочем, в последние месяцы также стало заметно не хватать.
Только для членов профсоюза
Наступающую зиму российский авторынок встречает явлением, уже, казалось бы, забытым с советских времен,— острым дефицитом автомобилей. Почти как в советские времена, «живые» ходовые модели авто сейчас если не «для членов профсоюза», то выдаются по листу ожидания на два-три месяца, а иногда и до полугода.
По данным интернет-агрегатора предложений новых авто Autospot.ru, в октябре текущего года у ведущих российских автодилеров на складах в общей сложности имелось в наличии порядка 27 тыс. автомобилей, что в 2,2 раза меньше, чем в этот же период год назад.
Нехваткой моделей на складах сейчас страдает большинство массовых, а также премиальных брендов на рынке. Непростая задача, например, сразу же уехать из автосалона на ходовых машинах таких марок, как Hyundai, Kia, Lada. Есть задержки в поставках у Subaru, Suzuki, Mazda, Volkswagen. Пустые шоурумы разочаровывают поклонников Jaguar, Porsche, Cadillac, Jeep. «На рынке образовался заметный дефицит автомобилей. Уже сейчас многие клиенты оформляют предзаказы на машины, выдачи которых будут только в 2021 году,— признается Алексей Ермилов, директор департамента по маркетингу и рекламе ГК "Автоспеццентр".— Существенная нехватка новых авто отмечается в премиум-сегменте, например, это относится к марке Porsche. Есть дефицит и среди массовых марок, например у Volkswagen, Nissan».
«На сегодняшний день можно наблюдать дефицит среди ряда моделей Lada (например, в комплектации с вариатором), а также Kia, Volkswagen, Hyundai (например, не хватает моделей Creta и Santa Fe). В премиальном — не хватает автомобилей Jaguar Land Rover, а также Chevrolet и Cadillac»,— продолжает Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto.
Число моделей, официально продающихся на российском авторынке
|
Источник: «Автостат».
«В целом по рынку ощущается нехватка всех моделей,— соглашается Роман Абрамов, исполнительный директор сервиса онлайн-покупки машин "СберАвто".— В первую очередь можно говорить о дефиците доступных автомобилей Kia, Hyundai, Volkswagen, Skoda, Lada. Нет в наличии и авто высокого ценового сегмента — Porsche, BMW, Mercedes и других. Разобрали даже премиальные кабриолеты. На вторичном рынке запасы также сильно поменялись — на нем практически не осталось хороших, ликвидных авто».
Производственные сбои и осторожность дилеров
Основная причина возникновения дефицита автомобилей, с одной стороны, эхо производственных сбоев, связанных с началом пандемии и весенним локдауном, с другой — на фоне ослабления рубля и роста цен люди стремятся именно сейчас потратить свои сбережения. «В период карантинных ограничений в связи с пандемией коронавируса все российские автопредприятия существенно снизили темпы выпуска машин — заводы стояли почти два месяца, а после ушли на плановые каникулы,— говорит Алексей Токарев, президент и председатель правления РГС-банка.— Дефицит сложился из-за отложенного спроса в связи с режимом самоизоляции и невозможностью купить автомобиль весной. Сейчас спрос продолжает сохраняться, и вопреки прогнозам с наступлением осени распродаются складские остатки. Согласно нашим исследованиям, 80% россиян сохранили свое намерение купить автомобиль в течение ближайшего года, даже несмотря на рост стоимости автомобилей и падение доходов».
Покупать сейчас
На возникновение нынешнего дефицита серьезно повиляла и излишняя осторожность дилеров. «План производства автомобилей формируется исходя из заказов дилерской сети, которые собираются в разные сроки, но в среднем за три месяца до того, как машина сойдет с конвейера. А в весенние месяцы дилеры делали заказы крайне осторожно по двум причинам. Во-первых, из-за чрезвычайной неопределенности по поводу длительности карантина и его влияния на платежеспособный спрос, во-вторых, из-за того, что июль—август исторически являются мертвыми месяцами для автомобильного рынка и восстановление начинается после возращения людей из отпусков. Однако события развивались по другому сценарию, возник существенный отложенный спрос, накопившийся за месяцы карантина, а также спрос со стороны тех потребителей, которые были вынуждены из-за ограничительных мер отменить зарубежные отпуска»,— указывает Юрий Алексаков, генеральный директор «Соллерс Инжиниринг».
Изменение продаж новых авто в России в 2020 году
|
Источник: АЕБ.
Тем не менее спрос на новые автомобили за последние месяцы заметно растет. После беспрецедентного провала в апреле, мае и июне (тогда рынок рухнул на невиданные 72%, 52%, а также 15%) продажи новых авто поехали вверх: в июле спрос вырос на 7%, в августе остался стабилен (плюс 0,5%), а в сентябре и октябре опять порадовал приростом соответственно на 3,4% и 7%.
Во многом потребительскую активность сейчас подстегивают ослабление рубля и ожидание роста цен. И опасения потребителей о том, что завтра автомобили будут стоить заметно дороже, чем сегодня, вполне оправданны. По данным аналитической компании «Автостат», за последние два месяца более 20 автомобильных брендов подняли цены на свою продукцию. Например, на 2–3% подорожал весь модельный ряд Lada, на 2–4% прибавились цены на автомобили марки Subaru, Opel, Genesis, на 2% поднялись некоторые модели Mazda, на 5% — BMW, на 4% — Mercedes-Benz. «Резкий рост курса валют традиционно стимулирует население вкладываться в понятные категории товаров, такие как золото, недвижимость, бытовая техника, а также автомобили,— говорит Артем Бадалянц, исполнительный директор рекламного агентства "Траст Групп".— В этой связи дефицит автомобилей наблюдается во всех сегментах рынка, скидочная политика почти полностью отсутствует. У многих дилеров встречается ситуация, когда автомобиль невозможно купить без комплекса дополнительных услуг и установленного дополнительного оборудования, что повышает стоимость базовой комплектации на 5–20%».
Время взвешенных решений
В ближайшее время дефицит автомобилей, скорее всего, будет сохраняться. Поэтому, если есть необходимость приобретения, специалисты советуют покупать машину прямо сейчас. Даже если желаемой модели нет в автосалоне, то на нее приобретение можно записаться у дилера, причем по фиксированной сейчас цене. Иногда за такую очередь просят вносить небольшую предоплату, но она возвращается, если потребитель потом передумает приобретать машину. «По нашим прогнозам, дефицит автомобилей сохранится до января 2021 года, и то в случае отсутствия второй волны ограничений и стабилизации ситуации на валютном рынке,— прогнозирует Денис Мигаль из Fresh Auto.— В случае если автомобилист решил купить определенную комплектацию выбранного авто, которой нет в наличии, есть два варианта: оформлять заявку и ждать, например, собранные по желанию клиентов комплектации Kia Sportage придется ждать до января, либо покупатель может обратить внимание на ассортимент вторичного рынка, где за те же деньги можно купить авто выше классом».
Впрочем, есть и более благоприятные прогнозы, по которым дефицит машин может если не исчезнуть, то существенно сократиться уже в декабре, и прежде всего это касается авто российской сборки. «Если ситуация с коронавирусом не ухудшится и торговые границы между странами не будут закрыты, то дефицит по локализованным брендам будет восполнен к Новому году, в декабре возможно даже уже появление некоей конкуренции среди марок,— прогнозирует Алексей Ермилов из "Автоспеццентра".— Хотя наполнение складов по импортным брендам будет уже, скорее всего, после Нового года».
К концу года, скорее всего, не стоит ожидать традиционных новогодних скидок.
«Что касается цен, то, возможно, в декабре, когда дилерам нужно будет выполнять годовые планы, они снизят стоимость на оставшиеся автомобили, и их можно будет приобрести со скидкой. Но уже сейчас склады пусты, то есть таких предложений будет немного, если они вообще будут. Поэтому, если потребитель ищет авто для себя и на долгий срок, лучше подождать, пока ажиотаж спадет и купить авто в лучшем состоянии и комплектации»,— считает Роман Абрамов из «СберАвто».
Не покупать сейчас
В любом случае к вопросу приобретения авто нужно подходить взвешенно. «Покупателю сейчас имеет смысл действовать, исходя из личных возможностей»,— советуют специалисты «Авито Авто». По мнению аналитиков: если есть потребность в приобретении автомобиля, лучше это делать сейчас, не дожидаясь дальнейшего повышения цен. А вот если нет желаемой комплектации, то тут следует решать, что лучше — сейчас покупать «нежеланную», но имеющуюся в наличии либо ждать именно то, что хочется, но уже по более высокой цене.
Прогнозы строить сложно. Скорее всего, во всех странах будут стремиться больше не останавливать производства, несмотря на вторую волну. Но удастся ли избежать этого? К тому же многие остальные виды бизнеса в той или иной форме приостанавливаются, а значит, покупательная способность не растет. Дефицит как таковой с большой степенью вероятности к концу первого квартала 2021 года будет преодолен. Но вот по каким ценам вернутся модели на рынок — это вопрос.
Автомобили, покинувшие российский авторынок в 2020 году
|
Источник: открытая информация.